Pascal-Паскаль
Программирование. Стандартные функции Pascal-Паскаль
- Скачено бесплатно: 9293
- Куплено: 414
- Pascal-Паскаль->Программирование. Стандартные функции Pascal-Паскаль
Программирование. Стандартные функции Pascal-Паскаль
Стандартные функции Pascal-Паскаль
Стандартные математические функции Турбо Паскаля | |||
---|---|---|---|
Обращение | Тип аргумента | Тип результата | Примечание |
Abs(x) | Real, integer | Тип аргумента | Модуль аргумента |
ArcTan(x) | Real, integer | Real | Арктангенс (значение в радианах) |
Cos(x) | Real, integer | Real | Косинус, угол в радианах |
Exp(x) | Real, integer | Real | Экспонента |
Frac(x) | Real | Real | Дробная часть числа |
Int(x) | Real, integer | Real | Целая часть числа |
Ln(x) | Real, integer | Real | Логарифм натуральный |
Pi | Нет | Real | 3,141592653 |
Sin(x) | Real, integer | Real | Синус, угол в радианах |
Sqr(x) | Real, integer | Тип аргумента | Квадрат аргумента |
Sqrt(x) | Real, integer | Real | Корень квадратный |
Random | Нет | Real | Псевдослучайное число в интервале [0, 1] |
Random(I) | Integer | Integer | Псевдослучайное число в интервале [0, I] |
Round(x) | Real | Integer | Округление до ближайшего целого |
Trunc(x) | Real | Integer | Отбрасывание дробной части числа |
Порядок вычислений в выражениях следующий:
- вычисляются подвыражения, заключенные в скобки;
- затем выполняются операции с наибольшим приоритетом; обычно используются следующие уровни приоритетов (в порядке убывания):
- возведение в степень;
- мультипликативные операции: * , / , div , mod;
- унарные операции: + , — , abs , not;
- аддитивные операции: +, -;
- операции отношения: = , <>, , =;
- логические операции: and, or, not;
- операции с одинаковым приоритетом выполняются слева направо.
Хотя нет ограничений на сложность выражений, однако выражения, содержащие более 7 операндов, трудны для чтения и понимания и поэтому такие выражения не рекомендуется использовать.
- в Паскале нет стандартной операции или стандартной функции возведения в степень, поэтому используется следующее математическое тождество: x y = e ylnx
- в Паскале существует только стандартная функция вычисления натурального логарифма, поэтому используется следующее математическое тождество: logab= ln b/ln a
Математическое выражение: x 3/2 — 7x + tg (x+2)
Выражение на Паскале: exp(3*ln(x)/2)-7*x+sin(x+2)/cos(x+2)
Операторы действия
Операторы действия — это средства языка, позволяющие изменять в процессе выполнения программы состояние вычислений. Самый простой оператор действия — оператор присваивания.
Пример оператора присваивания
Оператор присваивания, несмотря на кажущуюся простоту, имеет очень важное алгоритмическое значение.
Удобно считать, что выполнение присваивания переменной некоторого значения означает помещение этого значения в выделенный для переменной ящик. При этом каждый запоминающий ящик обладает следующими свойствами.
- В каждый момент времени в ящике может храниться не более одного значения.
- Каждый ящик способен хранить только значения одного и того же типа. Попытка поместить в ящик значение любого другого типа приводит к тому, что ящик отказывается принимать на хранение передаваемое ему значение — это расценивается как ошибка в программе.
- Значение, помещенное в ящик, будет храниться в нем до тех пор, пока в этот ящик не будет помещено новое значение (в момент присваивания соответствующей переменной этого нового значения) — при этом предыдущее содержимое ящика безвозвратно теряется (уничтожается).
- Находящееся в ящике значение считается текущим значением соответствующей переменной. Это текущее значение может быть выдано из ящика для использования сколько угодно раз, но при этом содержимое ящика не меняется: из него каждый раз выдается копия хранящегося значения с сохранением оригинала в ящике без какого-либо изменения.
- К началу выполнения программы содержимое всех запоминающих ящиков считается неопределенным; в частности, их нельзя считать и пустыми, поскольку эти ящики могли использоваться при выполнении предыдущих программ, после чего в ящиках могло что-то остаться.
Еще один оператор действия, хотя его можно лишь условно назвать таковым: он не выполняет никакого действия, это — пустой оператор (в Паскале он обознается знаком «;»). В Паскале оператором действия является также оператор процедуры. Последний из простейших операторов действия — оператор останова, который прерывает работу программы (в Паскале это оператор halt).
Ввод и вывод данных
Ввод данных с клавиатуры производится с помощью стандартной процедуры read( ) или ее разновидности readln( ). Элементы списка ввода — идентификаторы (имена) переменных, перечисляемые через запятую. При выполнении этого оператора пользователь набирает на клавиатуре соответствующую последовательность значений, разделяя их пробелами (это важно!).
Пример ввода данных с клавиатуры
read(a,b,c);
readln(a,b,c);
Вывод данных на экран производится с помощью стандартной процедуры write( ) или ее разновидности writeln( ).
Список вывода может содержать константы, переменные, выражения, формат вывода. Выражения в списке вывода разделяются запятыми.
Пример вывода данных на экран
write(a,b,c);
writeln(a,b,c);
Окончание ln в имени процедуры означает, что курсор автоматически будет переведен в начало следующей строки экрана.
Программирование
Исходники Pascal (127)
Справочник
Справочник по паскалю: директивы, функции, процедуры, операторы и модули по алфавиту
лабы по информатике, егэ
лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике
Pascal: Занятие № 8. Подпрограммы: функции в Pascal
Стандартные функции языка Pascal
Арифметические функции (основные)
Функция | Назначение | Тип результата |
---|---|---|
abs (x) | абсолютное значение аргумента | совпадает с типом аргумента |
sqr (x) | квадрат аргумента | совпадает с типом аргумента |
sqrt (x) | квадратный корень аргумента | вещественный |
cos (x) | косинус аргумента | вещественный |
sin (x) | синус аргумента | вещественный |
arctan (x) | арктангенс аргумента | вещественный |
exp (x) | ex | вещественный |
ln (x) | натуральный логарифм | вещественный |
int (x) | целая часть числа | вещественный |
frac (x) | дробная часть числа | вещественный |
Функции преобразования типов
round (x) | — округляет вещественное число до ближайшего целого. |
trunc (x) | — выдает целую часть вещественного числа, отбрасывая дробную. |
Пользовательские функции Pascal
Функция в Паскале — это подпрограмма, которая в отличие от процедуры всегда возвращает какое-либо значение. Для этого в теле функции её имени присваивается вычисленное значение — результат, который она возвращает.
- Функция – это подпрограмма, результатом работы которой является определенное значение.
- Функции используются для:
- выполнения одинаковых расчетов в различных местах программы;
- для создания общедоступных библиотек функций.
- Синтаксис:
- заголовок начинается служебным словом function
описание формальных параметров (тех, значения которых передаются из основной программы в функцию):
параметры-переменные — параметры, значения которых становятся доступны и в основной программе (возвращаются в программу)
тип возвращаемого функцией результата описывается в конце заголовка функции через двоеточие:
- Вызывается функция в теле основной программы, только если ее имя фигурирует в каком-либо выражении. В отличие от процедуры, которая вызывается отдельно.
- Внутри функции можно объявлять и использовать локальные переменные:
Формулы в языке Паскаль. Formulae In The Pascal Language
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Урок информатики «Формулы в языке Паскаль» на английском языке
Урок в разделе «Программирование на языке Паскаль» — № 2.
The theme: Formulae In The Pascal Language
Урок проводился в рамках лицейского проекта 2017-2018 уч.года «Английский язык в моей будущей профессии»
Цель урока: Введение и активизация нового лексического материала профессиональной направленности через обучение правилам формализации математических формул в языке программирования Паскаль.
Введение новой лексики на английском языке по теме «Запись формул на языке Паскаль»
Изучение правил формализации математических формул.
Активизация употребления новой лексики в речи обучающихся.
Развитие познавательного интереса к информатике и английскому языку.
Умение работать индивидуально, выражать свои мысли перед аудиторией.
Воспитание толерантности к иноязычной культуре.
Использование практических знаний по основам программирования.
Развитие умения мыслить, сравнивать, использовать изученные правила формализации.
Развитие монологической речи на английском языке.
Формирование алгоритмического мышления
Формирование понимания необходимости формализации алгоритмов
Формирование навыков формализации математических формул на языке Паскаль
Формирование умения формализации записи алгоритмов+
Формирование навыков говорения и аудирования на английском языке
Формирование умения выражать свое мнение на английском языке, Формирование умения формулировать ответы на вопросы учителя и одноклассников.
Формирование сознательного отношения к образованию и самообразованию как условию успешной профессиональной деятельности.
Формирование понимания необходимости изучения английского языка для успешной профессиональной деятельности.
Организационный момент – 3 мин.
Актуализация знаний: вспомнить структуру программы на языке Паскаль. Служебные слова и специальные символы в программе. Входные и выходные данные. Типы данных. (Раздаточный материал – задача о нахождении площади круга и длины окружности). 10 мин.
Изучение нового материала:
— Новая лексика. Прослушать произношение новых слов. Используется сайт lingualeo.com. (Раздаточный материал – новые слова с переводом, геометрические формулы). 5 мин.
— Знакомство с правилами записи формул на языке Паскаль – 2 мин.
Закрепление учебного материала. Задание: записать на доске формулы на математическом языке и на языке Паскаль. Прочитать записанные формулы на английском языке. 20 мин.
Подведение итогов урока и домашнее задание. 5 мин.
Организационный этап – 3 минуты.
Good morning. I’m very glad to see you. Sit down, please. Is everybody here? Who is absent? // Здравствуйте . Я очень рада видеть вас . Все здесь? Кто отсутствует?
Today we have an experiment: an lesson of computer science in English. There are some rules : // Сегодня мы проводим эксперимент: урок информатики на английском языке. Правила такие :
1) you can do mistakes in English, // вы можете делать ошибки в английском языке ,
2) if you don’t understand me you stop me and ask me to repeat. Do you agree ? // если вы не понимаете меня, то просите остановиться и повторить сказанное. Вы согласны?Are you ready ? We are beginning. // Вы готовы ? Мы начинаем.
Актуализация знаний по теме «Структура программы на языке Паскаль» — 10 минут.
At the beginning we’ll remember (rewise) the Pascal program structure. Let’s rewise it together. There is one task. We’ll make together the program of the task.
// Для начала мы вспомним структуру программы на языке Паскаль. Давайте вспомним ее вместе . Вот задача . Мы вместе напишем программу для решения этой задачи.
Ex. 1. Find the area of a circle and the perimeter of a circle if you know a radius.
Do you understand the task?// вы понимаете условие задачи?
What is the input data in this task? // что является входными данными в задаче?
A radius .// радиус
What is the output data ?// что является выходными данными ?
The area of the circle and the perimeter of the circle. // площадь круга и длина окружности .
You remember the Pascal program structure is always strict: the program name, the description of variables, the special words, the read and write statement etc.// Вы помните, что структура программы на языке Паскаль всегда строгая: имя программы, описание переменных, служебные слова, ввод и вывод, и т.д.
Who want to go to the board to begin the program?// Кто хочет пойти к доске и начать программу ?
Who want to continue? ( Who can continue ?)// Кто может (хочет) продолжить?
A probable dialogue: // возможный диалог
What must be the first line of a Pascal program? / / Что должно находиться в первой строе программы?
It’s the program name. // и мя программы
What must be the second line of it? / / что должно находиться во второй строке?
It’s the variable description. // описание переменных
Which type of variable do you know?// какие типы переменных ты знаешь ?
There are 4 variable types we know: integer, real, char, string. // я знаю 4 типа переменных : целый , вещественный , строковый , символьный .
Can I use the russian letters in a program name or in a variable name?// могу я использовать русские буквы в имени программы или в названиях переменных ?
Non, you can’t. //нет
What is the third line of a program?// какая третья строка программы ?
It’s the special word Begin// это служебное слово begin
And after Begin?// а после begin?
The main block of the program.// основной блок программы
And after that?// а после него?
The End and the point.// End и точка .
Probable mistakes: wrong variable types, the semicolon is absent at the end of a line, wrong multiplication sign, the с omma instead of the point in the writing of the real number.
// Возможные ошибки: неверные типы переменных, отсутствует точка с зяпятой в конце строки программы, неверный знак умножения, запятая вместо точки при написании вещественных чисел и т.д.
The Pascal program
Изучение нового материала — 8 минут.
Look at the formulae in the Pascal program and mathematical one. Compare them. What is the difference? (Answer — We use the different signs). Now we study new words and new symbols to write formulae in Pascal language. Listen to the new words and repeat it, please.
// Посмотрите на формулы в Паскале и математические формулы. Сравните их. В чем разница ? ( ответ – мы используем разные символы ). Сейчас мы изучим новые слова и новые символы для записи формул на языке Паскаль. Прослушайте новые слова и повторите их, пожалуйста.
There are some special signs for write Pascal formulae .// существуют специальные символы для записи формул на Паскале.
There are some Pascal functions:// и вот несколько функций :
Sqr(x) – x 2 (square of x)
Sqrt(x) — x (square root of x)
Sin(x) – sin x (sine of x)
Cos(x) – cos x (cosine of x)
Abs(x) — |x| (absolute value of x)
Закрепление нового материала – 15 минут.
Now each of you go to the board, write a mathematical formula and Pascal one, then say it in English. // Сейчас каждый из вас по очереди идет к доске , записывает математическую формулу ( из раздаточного материала ) и ее же на Паскале , затем произносит по — английски .
Let’s resume our lesson. Did you like this lesson? Was the lesson very difficult? J’m sure you will remember the Pascal language forever What do you think?
// Подведем итоги урока . Вам понравился урок ? Он был сложным? Я уверена, что вы запомните формулы языка Паскаль навсегда. Что вы думаете?
Homework : §§32, 33. Read and answer the questions after the paragraphs.// Домашняя работа . §§32, 33. Читать и отвечать на вопросы после параграфов.
И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер «Информатика и ИКТ. 11 класс». М:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015 г.
https :// lingualeo . com — сайт дляизучения английского языка.
www . ege — study . ru – сайт для подготовки к ЕГЭ.
Математика в Pascal
Всем привет, в этот солнечный день снег решил отступить и дал слабину, наверное. Выйдя на улицу, я услышал звуки птиц, видимо все таки весна скоро придет, да и рыжий кот во всю орет, тем самым подавая знаки прихода весеннего обострения. Но нам не до этого, мы изучаем Pascal и сегодня на теме у нас математические знаки и математические операции в программировании. Так как мы новички, то мы продолжим рассматривать все это в Паскаль. Поехали =)
Обычные знаки
Для начала посмотрим как выглядят обычные операции сложения, вычитания, умножения и деления в Pascal, да и в большинстве других языках программирования.
Подготовим нашу рабочую область, запустим PascalABC и напишем заготовку.Теперь объявим две переменные с целочисленным типом данных
Теперь присвоим какое-нибудь значение в виде целого числа
Теперь будем производить математические операции над числами. В других уроках мы использовали третью переменную для записи ответа в нее, в этот раз мы поступим проще и будем сразу выводить действие.
Для начала сложим два числа и выведем ответЭто было просто, теперь рассмотрим другие, более сложные, но на самом деле такие же простые операции.
Число по модулю
Кто не помнит из курса школьной математики, то проще говоря это, когда из отрицательного числа получается положительное.
Функция называется ABS, пишем название функции и в скобках указываем число или же переменную.Число в квадрате
Возводим число в квадратный корень или же по другому во вторую степень с помощью функции SQR.
Квадратный корень числа
Делая действие, обратное действию SQR, то есть, если до этого мы возводили в квадрат, то сейчас выводим квадратный корень числа с помощью функции SQRT.
Возводим число в любую степень
До этого мы возводили во вторую степень, теперь функция POWER позволит возвести в любую другую степень. Сначала, пишем название функции, в скобках указываем число которое хотим возвести и через запятую степень, в которую хотим возвести число.
Следующее число
Функция SUCC возвращает следующее число или символ, относительно переменной. Если мы введем 10 то функция вернет 11, если введем 11 функция вернет 12 и тд.
Предыдущее число
Аналогично вышеописанной функции SUCC, функция PRED возвращает предыдущее число
Случайное число
Функция RANDOM возвращает случайное, рандомное число в диапазоне от нуля до введенного вами числа, введенное вами число не учитывается, так что если вы хотите например подобрать случайные числа от нуля до 10, то число 10 не будет включаться в диапазон, если же вы хотите, чтобы оно включалось, тогда вам нужен диапазон от нуля до 11, но в этом случае не будет включаться число 11 и тд.
- program znaki;
- var
- a: integer;
- begin
- a:= 100;
- write( random(a) );
- end.
- Вывод программы: 25 или любое другое число
Дробная часть числа
До этого мы работали с целыми числами теперь поработаем с вещественным типом данных. Чтобы вернуть дробную часть числа, нам потребуется функция FRAC.
Целая часть числа
Теперь отделим от дробного числа целую часть в с помощью функции INT
Если функция INT возвращает вещественное число, то функция TRUNC возвращает целочисленную переменную
Округление числа
Если ты не знаешь как округлить число, в меньшую или в большую сторону, то тебе поможет функция ROUND
Заключение
На сегодня все, в следующей статье рассмотрим функцию DIV и MOD.
Всем спасибо.
Пока =)