Средства обеспечения национальной безопасности — Мир ПК

Понятие и средства обеспечения национальной безопасности

Национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

По другому определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.

Система обеспечения национальной безопасности включает в себядве взаимодействующие подсистемы:государственную СОНБ и общественную СОНБ.

Государственная СОНБ — совокупность госорганов:

· защищающих личность, общество и государство от внутренних и внешних противников;

· обеспечивающих требующиеся условия для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей.

Общественная СОНБ — это общественные структуры различного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции:

1. предупреждение о возникновении источников социальной опасности и назревании кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий; борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией; развитие гражданского самосознания; реализация общественного контроля за деятельностью органов власти и исполнением их решений.

2. отстаивание прав и свобод граждан и интересов общества:

3. формирование общественного мнения и воздействие на него:

4. привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия.

Основные функции системы обеспечения национальной безопасности:

1. выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению;

2. поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности:

3. управление силами и средствами обеспечения безопасности;

4. осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций.

Основу системы обеспечения национальной безопасности составляютсилы и средства обеспечения национальной безопасности. 1. Силы обеспечения безопасности — это вооруженные силы страны, спецслужбы, силы поддержания правопорядка. Что касаетсясредств, то национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении средствами: дипломатическими, военными, экономическими, информационными и т.д. Основным критерием деления сил и средств обеспечения безопасности выступает их место в механизме обеспечения безопасности, а конкретно — объект обеспечения безопасности. Так, политика обеспечения военной безопасности или военная политика реализуется военной организацией государства.

В целом система обеспечения национальной безопасности включает три основных направления деятельности:

1. обеспечение обороноспособности страны (военная организация государства);

2. обеспечение государственной безопасности — противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (обеспечивается спецслужбами);

3. обеспечение общественной безопасности (правоохранительные органы, общественные организации).

Военная организация включает в себя Вооруженные Силы, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска и воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию также входит часть экономических субъектов и научного комплекса страны (так называемый оборонно-промышленный или военно-промышленный комплекс). Для выполнения отдельных задач военной безопасности привлекаются специальные службы России.

Спецслужбы — особый вид государственных органов, основными задачами которых являются конспиративная защита государства как формы организации политической власти от посягательств внутри страны и извне, а также информационная поддержка действующего руководства государства путем использования специальных сил, средств и методов деятельности, сопряженных с вынужденным ограничением прав и свобод граждан, в пределах и порядке, которые установлены законодательством.

Правоохранительные органы — государственные органы, основным назначением которых является охрана норм права (в основном уголовного и административного) от нарушения с использованием гласных и негласных средств и методов, а также преследование нарушителей в рамках, установленных законом.

Другими словами, если правоохранительные органы обеспечивают главным образом безопасность личности и общества, то основное назначение спецслужб — безопасность государства как системы организации политической власти. Деятельность правоохранительных органов и спецслужб зачастую связана с ограничением прав и свобод граждан. Подобное ограничение согласно Конституции возможно только на основании судебного решения. В то же время в некоторых европейских странах подобные санкции выдаются должностными лицами самих этих органов.

21. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие, основания и особенности административной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы: 1)объект административного правонарушения; 2)объективная сторона административного правонарушения; 3)субъект административного правонарушения;4)субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или юридическими лицами.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

ПРИМЕР: за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях

Читать еще:  Как найти вирус без антивируса

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности – это наличие правовых норм, предусматривающих данную ответственность за совершение конкретного правонарушения. Фактическим основаниемадминистративной ответственности служит конкретное противоправное деяние, содержащее все признаки административного правонарушения, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Средства обеспечения национальной безопасности

К средствам обеспечения национальной безопасности относится совокупность политических, дипломатических, экономических, правовых, военных и др. мер, а также имущество, ресурсы и техника, используемые для обеспечения национальной безопасности.

Для предотвращения разл. рода войн и мирного разрешения назревающих военных конфликтов (особенно на своей территории), нейтрализации и парирования внешних и внутренних угроз национальной безопасности большое значение имеет применение несиловых мер, к которым относятся следующие:

политические меры – встречи глав государств, правительств, политических делегаций; переговоры и консультации по активизации межгосударственных отношений; проведение совещаний, конференций руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработки рекомендаций для совместных действий; использование международных институтов (ООН, ОБСЕ и др.) для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку;

дипломатические меры – переговоры по вопросам, вызвавшим напряжённость во взаимоотношениях государств; укрепление мер доверия; перенос, отмена визитов политических лидеров, гос. делегаций; передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; разрыв дипломатических отношений;

экономические меры – нейтрализация неблагоприятных воздействий на экономику страны путём принятия ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств в торгово-экономической, научно-технической, финансовой и др. сферах, введение эмбарго, принятие мер тарифного и нетарифного регулирования; повышение устойчивости банковского сектора, исключающего возможность возникновения системных кризисов; повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, нелегальным вывозом капитала, а также борьбы с финансированием террористических организаций; обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых и др.), повышение конкурентоспособности на основе технической модернизации национальной промышленности; создание условий для достижения уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальный мир и политическую стабильность в стране; создание необходимого и достаточного государственного материального резерва (мощностей и материалов) для обеспечения мобилизационных нужд, а также стратегических запасов материальных ресурсов для противодействия резким конъюнктурным колебаниям на мировых товарных и фондовых рынках; создание законодательных и экономических условий снижения криминализации общества и хозяйственно-финансовой деятельности и др. Система защиты национальных интересов РФ в области экономики базируется на установлении и нормативно-правовом закреплении обязательных процедур по формированию целевых установок, программных мер и действий, обеспечивающих выявление, локализацию и противодействие угрозам экономической безопасности страны;

правовые меры – требования соблюдения норм международного права, положений договоров и соглашений; подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по урегулированию правовых взаимоотношений; использование юридических средств и международных правовых институтов (Международный суд ООН, Европейский суд и др.);

военные меры – демонстрация перевода регулярных вооружённых сил на штаты военного времени, резерва на военное положение; формирование новых соединений и частей; перебазирование и рассредоточение сил и средств военной авиации и флота; демонстрация оперативного развёртывания соединений и частей вдоль гос. границы; приведение стратегических ядерных сил в высшую степень боевой готовности; поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов на необходимом уровне;

информационно-психологические меры – пропаганда необходимости соблюдения международных договоров и соглашений; информационно-психологическое воздействие на государства с целью удержания их от оказания помощи странам, готовящим конфликт (участвующим в конфликте); информирование населения и войска о причинах и истинных целях конфликта; информационно-психологические операции по предотвращению разжигания национальной вражды и др. деструктивных настроений и действий;

военно-технические меры – создание и поддержание целостной системы вооружения РФ, представляющей собой взаимоувязанную совокупность вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающей решение задач обороны и безопасности страны на требуемом уровне. Этот уровень достигается реализацией военно-технической политики – системы взглядов и практических действий, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ непосредственно в целях военно-технического обеспечения национальной безопасности государства. Осн. цель военно-технической политики – обеспечение концептуального, организационного, технического и иного единства системы вооружения РФ, оборонно-промышленного и научно-технологического комплексов, а также военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами на основе методов программно-целевого планирования и прогнозирования;

научно-технологические меры – обеспечение на основе государственной инновационной политики реализации стратегических национальных приоритетов РФ, включающих повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны.

При решении определённых и непредвиденных задач обеспечения национальной безопасности в режиме обычных, оптимальных и экстремальных условий большую роль играют разл. рода ресурсы, представляющие собой совокупность известных на данный момент средств и источников их получения.

В системе средств обеспечения национальной безопасности большое значение имеют вооружение и военная техника, предназначенные для поражения или уничтожения живой силы, техники и сооружений противника, защиты от действия его оружия, а также для боевого, технического и тылового обеспечения военных действий. Причём наличие у России ракетно-ядерного оружия считается важнейшим и решающим элементом сдерживания возможного агрессора и сохранения стратегической стабильности.

Виды обеспечения национальной безопасности предусматривают решение проблем национальной безопасности в разл. сферах общественной жизни и человеческой деятельности: политической, экономической, социальной, военной, информационной, экологической и др. Все виды обеспечения национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга (напр., военная безопасность не может быть обеспечена при слабой и неэффективной экономике). Каждый из видов обеспечения национальной безопасности в зависимости от характера источников угроз имеет внешний и внутренний аспекты. В зависимости от объекта, жизненно важные интересы которого защищаются от внутренних и внешних угроз, выделяются такие виды обеспечения национальной безопасности, как безопасность личности, общества, государства и иных объектов.

Международное сотрудничество в сфере обеспечения национальной безопасности РФ

Стратегический курс России во внешней политике сочетает твёрдость в отстаивании своих национальных интересов с необходимой гибкостью и учётом реальных возможностей и ресурсов.

Россия как правопреемница СССР является постоянным членом Совета Безопасности ООН, участвует в деятельности всех специализированных учреждений ООН, ратифицировала подавляющее большинство международных конвенций и договоров, относящихся к сфере международной безопасности. Особенно важна в этом отношении активная деятельность России в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) и Организации по выполнению Конвенции о запрещении химического оружия.

Читать еще:  Сферы обеспечения национальной безопасности

Новая схема сотрудничества между Россией и НАТО, выработанная на саммите в 2002 в Риме, создала конструктивную альтернативу расширению альянса. Созданный Совет Россия – НАТО позволяет осуществлять трансформацию альянса в направлении, отвечающем интересам общеевропейской безопасности. Данной цели отвечает работа России и в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Развитие диалога с США и Евросоюзом способствовало принятию ими важных для России решений, направленных на поддержание стратегической стабильности, признание рыночного статуса рос. экономики и повышение кредитных возможностей России в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Закреплён полноправный статус России в «группе восьми». На саммите «восьмёрки» в 2002 в Кананаскисе одобрена масштабная инициатива глобального партнёрства в области нераспространения оружия и материалов массового уничтожения.

Одновременно в рамках многосторонней внешней политики осуществлялось активное продвижение интересов России на Востоке, особенно в отношениях с такими крупными государствами, как Китай, Индия, Япония, Иран. Отношения с Китаем выведены на качественно новый уровень со вступлением в силу в 2001 Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стратегическое партнёрство с КНР – важный фактор не только взаимовыгодного двустороннего сотрудничества, но и укрепления международного положения России в целом. Существенным достижением стало создание в 2002 Шанхайской организации сотрудничества и налаживание механизмов взаимодействия с этой организацией, прежде всего в борьбе с международным терроризмом.

Приоритетом внешней политики России является Содружество Независимых Государств (СНГ). На этом фоне открываются дополнительные возможности для закрепления России в качестве осн. центра притяжения на постсоветском пространстве. В мае 2003 положено начало работы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Набирает динамику деятельность Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), других интеграционных структур в рамках СНГ.

В целом конструктивная неконфронтационная линия в мировых делах, в т. ч. в рамках Совета Безопасности ООН и на других многосторонних форумах, способствовала укреплению авторитета России как одной из ключевых держав, участвующих в формировании новой системы глобальной безопасности и осн. контуров мироустройства 21 в. (см. также ст. Внешняя политика Российской Федерации).

Россия осуществляет военное сотрудничество с иностранными государствами на основе двусторонних и многосторонних договоров, межправительственных соглашений. В своей внешней политике она стремится к тому, чтобы использовать военное сотрудничество не только как средство против развязывания войн и вооружённых конфликтов, но и как способ обеспечения коллективной безопасности. Военное сотрудничество помогает успешнее реализовать военно-политические цели, которые трудно или невозможно достичь самостоятельно.

Приоритетным направлением деятельности РФ, оказывающим значительное влияние на обеспечение национальной безопасности и развитие экономики страны, является военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами. ВТС для России – источник дополнительных финансовых средств для развития экономики: доходы от экспорта продукции военного назначения стали одним из важнейших факторов, определяющих финансирование и развитие оборонно-промышленного комплекса. ВТС способствует решению целого ряда других стратегических задач гос. строительства РФ – переориентации рос. экспорта в сферу поставок не природных ресурсов, а высокотехнологичной продукции и является важным инструментом внешней политики страны, существенно влияющим на международный престиж России.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 884 ;

Средства обеспечения национальной безопасности

«. «средства обеспечения национальной безопасности» — технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. «

Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Средства обеспечения национальной безопасности» в других словарях:

Система обеспечения национальной безопасности — силы и средства обеспечения национальной безопасности;. Источник: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года … Официальная терминология

ГОСТ Р ИСО/МЭК 18028-1-2008: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Сетевая безопасность информационных технологий. Часть 1. Менеджмент сетевой безопасности — Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 18028 1 2008: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Сетевая безопасность информационных технологий. Часть 1. Менеджмент сетевой безопасности оригинал документа: 3.3 аудит (audit):… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Программное обеспечения с открытым исходным кодом — Логотип Open Source Initiative (OSI) Открытое программное обеспечение (англ. open source software) это программное обеспечение с открытым исходным кодом. Исходный код создаваемых программ открыт, то есть доступен для просмотра и изменения. Это… … Википедия

Критерии определения безопасности компьютерных систем — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Критерии определения безопасности компьютерных систем (англ. Trusted Computer System Evaluation Criteria … Википедия

Центр национальной компьютерной безопасности США — Центр национальной компьютерной безопасности National Computer Security Center Страна … Википедия

Опыт обеспечения безопасности на транспорте в разных странах — Ниже приводится справочная информация об опыте обеспечения безопасности на транспорте в Израиле, Испании, Ирландии и Великобритании. Израиль Транспортный комплекс Израиля является одним из основных потенциальных объектов терроризма. Агентство… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Резолюция Совета Безопасности ООН 1973 — Страны, осуществлявшие бомбардировки Ливии выделены зелёным, последняя оранжевым. Резолюция Совета Безопасности ООН № 1973 резолюция, принятая Советом Безопасности ООН 17 марта … Википедия

ГОСТ 12.0.230-2007: Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования — Терминология ГОСТ 12.0.230 2007: Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования оригинал документа: 2.1 инцидент (inc >Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Понятие и средства обеспечения национальной безопасности

Национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности;

По другому определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.

Читать еще:  Сертификат безопасности youtube

Система обеспечения национальной безопасности включает в себядве взаимодействующие подсистемы:государственную СОНБ и общественную СОНБ.

Государственная СОНБ — совокупность госорганов:

· защищающих личность, общество и государство от внутренних и внешних противников;

· обеспечивающих требующиеся условия для развития личности, общества и государства в рамках имеющихся возможностей.

Общественная СОНБ — это общественные структуры различного уровня, реализующие функции общегражданской безопасности, роль которых определяется возможностью выполнять следующие функции:

1. предупреждение о возникновении источников социальной опасности и назревании кризисных ситуаций, конфликтов и противоречий; борьба с социальными и моральными пороками, коррупцией; развитие гражданского самосознания; реализация общественного контроля за деятельностью органов власти и исполнением их решений.

2. отстаивание прав и свобод граждан и интересов общества:

3. формирование общественного мнения и воздействие на него:

4. привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия.

Основные функции системы обеспечения национальной безопасности:

1. выявление угроз, выработка и реализация мер по их нейтрализации и предупреждению;

2. поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности:

3. управление силами и средствами обеспечения безопасности;

4. осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших от чрезвыйчайных ситуаций.

Основу системы обеспечения национальной безопасности составляютсилы и средства обеспечения национальной безопасности. 1. Силы обеспечения безопасности — это вооруженные силы страны, спецслужбы, силы поддержания правопорядка. Что касаетсясредств, то национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении средствами: дипломатическими, военными, экономическими, информационными и т.д. Основным критерием деления сил и средств обеспечения безопасности выступает их место в механизме обеспечения безопасности, а конкретно — объект обеспечения безопасности. Так, политика обеспечения военной безопасности или военная политика реализуется военной организацией государства.

В целом система обеспечения национальной безопасности включает три основных направления деятельности:

1. обеспечение обороноспособности страны (военная организация государства);

2. обеспечение государственной безопасности — противоборство с экстремизмом, терроризмом, попытками изменения конституционного строя (обеспечивается спецслужбами);

3. обеспечение общественной безопасности (правоохранительные органы, общественные организации).

Военная организация включает в себя Вооруженные Силы, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска и воинские формирования, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию также входит часть экономических субъектов и научного комплекса страны (так называемый оборонно-промышленный или военно-промышленный комплекс). Для выполнения отдельных задач военной безопасности привлекаются специальные службы России.

Спецслужбы — особый вид государственных органов, основными задачами которых являются конспиративная защита государства как формы организации политической власти от посягательств внутри страны и извне, а также информационная поддержка действующего руководства государства путем использования специальных сил, средств и методов деятельности, сопряженных с вынужденным ограничением прав и свобод граждан, в пределах и порядке, которые установлены законодательством.

Правоохранительные органы — государственные органы, основным назначением которых является охрана норм права (в основном уголовного и административного) от нарушения с использованием гласных и негласных средств и методов, а также преследование нарушителей в рамках, установленных законом.

Другими словами, если правоохранительные органы обеспечивают главным образом безопасность личности и общества, то основное назначение спецслужб — безопасность государства как системы организации политической власти. Деятельность правоохранительных органов и спецслужб зачастую связана с ограничением прав и свобод граждан. Подобное ограничение согласно Конституции возможно только на основании судебного решения. В то же время в некоторых европейских странах подобные санкции выдаются должностными лицами самих этих органов.

21. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие, основания и особенности административной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы: 1)объект административного правонарушения; 2)объективная сторона административного правонарушения; 3)субъект административного правонарушения;4)субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или юридическими лицами.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

ПРИМЕР: за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Существуют три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное основания. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Юридическое основание административной ответственности – это наличие правовых норм, предусматривающих данную ответственность за совершение конкретного правонарушения. Фактическим основаниемадминистративной ответственности служит конкретное противоправное деяние, содержащее все признаки административного правонарушения, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием административной ответственности является составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

Запись опубликована в рубрике Защита данных. Добавьте в закладки постоянную ссылку.