Информационные правоотношения в сфере защиты информации (субъекты, объекты, виды отношений).
Информационные правоотношения процесс целевого перераспределения в обществе сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.
Правоотношения, возникающие в области поиска, получения и потребления информации (например, правоотношения, регулируемые ст. 29 Конституции РФ).
Информация, связанная с производством и распределением исходной и производной информации (правоотношения в сфере СМИ, авторские права в гражданском праве).
Информация в области формирования информационных ресурсов и предоставления информационных услуг.
Правоотношения в области создания и применения информационных технологий, их сетей и средств их обеспечения (например, право на создание информационных сетей, обязанность на заключение договоров на создание таких объектов для государственных нужд).
Информация в области обеспечения информационной безопасности (например, право на защиту личной жизни, информации от несанкционированного доступа, защита различных видов тайны).
Кроме того, по степени конкретизации и субъектному составу можно выделить следующие информационные правоотношения: абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона (например, собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств обеспечения, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право), и в этом смысле право собственности есть право абсолютное. В относительных строго определены обе стороны (например, учредитель средства массовой информации и главный редактор этого же СМИ). Общерегулятивные правоотношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности, а равно обязанностей.
юридические лица всех форм собственности;
органы государственной власти;
другие субъекты, признаваемые субъектами права.
Объект правоотношений — это те явления (предметы) окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности. Объектами правоотношений выступают явления (предметы) материального и духовного мира, т.е., иными словами, разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности субъектов
Объекты информационного права — это все те материальные, духовные и иные социальные блага, явления и процессы, по поводу которых субъекты информационного права вступают в информационно-правовые отношения и что является предметом их интересов, прав и обязанностей
Если говорить более определенно, то объектом информационных правоотношений является сама информация в ее многочисленных и многообразных формах, таких, например, как документированная информация: документ, информационные ресурсы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем, различные виды конфиденциальной информации.
В информационных правоотношениях основными объектами являются разнообразные информационные ресурсы: печатные издания, газеты, журналы, книги, аудио- и аудиовизуальные материалы, рекламная продукция, компьютерные программы, базы и банки данных, информационные сети и системы, средства связи и т.п
Информационные правоотношения
4.1. Понятие и виды информационных правоотношений
Одной из задач российского информационного законодательства является регулирование общественных отношений в определенных действующими законами сферах. Информационные отношения, которые оказались урегулированными законом или сложились в результате такого регулирования, становятся информационными правоотношениями. Посредством информационных правоотношений поведение субъектов права канализируется в нужных государству направлениях. В силу этого категория информационных правоотношений имеет важнейшее значение для теории и практики информационного права .
Юридическая наука сравнительно недавно обратилась к анализу информационных правоотношений, используя для этих целей обычный набор концептуальных средств, предлагаемых теорией права , что предопределяет единство исходных установок и сказывается на общности методологических подходов к изучению данного феномена. Между тем указанная общность не способствовала выработке общепризнанного определения информационного правоотношения, его содержания и структуры. Сегодня существует множество самых различных точек зрения в этой, без преувеличения проблемной, области, которые имеют как содержательные пересечения, так и несовпадающие по принципиальным вопросам суждения.
Так, В.А. Копылов понимает под информационным правоотношением «урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение , стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой». М.М. Рассолов дает предельно обобщенное определение информационно-правовым отношениям, считая, что к таковым «относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах информационного права и регулируются им». А.А. Стрельцов вообще игнорирует категорию правоотношения и утверждает, что «регулируемые правом общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов с целью удовлетворения их интересов в обладании необходимой информацией, в передаче части имеющейся информации другим субъектам, а также в сохранении в неизвестности оставшейся части информации» — это не информационные правоотношения, а «информационные отношения».
Нормы информационного права регулируют далеко не все, а лишь наиболее важные, принципиальные группы общественных отношений, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и личности. Это прежде всего отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации. Следует иметь в виду, что не любое отношение , сложившееся в информационной сфере, может быть подвергнуто правовому регулированию. Причинами тому являются, во-первых, нецелесообразность правового вмешательства в отдельные сферы жизнедеятельности и, во-вторых, невозможность внешнего контроля за исполнением тех либо иных нормативных предписаний в силу специфики объекта регулирования. Например, невозможно урегулировать нормами права процесс творчества, установить порядок создания произведения или запретить с положительным эффектом распространение анекдотов. Таким образом, не всякое общественное отношение , сложившееся в связи с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации, выступает в форме информационного правоотношения. В этой форме выступают лишь те реальные общественные отношения, которые урегулированы нормами информационного законодательства либо искусственно сформировались в результате такого регулирования. Информационное правоотношение в широком смысле есть, следовательно, реальное общественное отношение , урегулированное нормами информационного права .
В информационном праве, коль скоро это комплексная отрасль права , различаются регулятивные и охранительные информационные правоотношения. Правоотношения первого вида связаны с дозволенной деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. Таковы, например, правоотношения, складывающиеся в связи с доступом физических и юридических лиц к информации (ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Данные правоотношения возникают из правомерных действий лиц, участвующих в процессе доступа. Правоотношения второго вида возникают в связи с совершенными правонарушениями. Так, за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации, виновные лица несут ответственность, согласно ст. 13.16 КоАП. Данные правоотношения возникают тогда, когда имеют место незаконные ограничения прав средств массовой информации.
Помимо деления информационных правоотношений на регулятивные и охранительные, их можно дифференцировать на материальные и процедурные правоотношения.
Материальные информационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Примерами подобного рода правоотношений могут служить отношения, возникшие в результате реализации журналистом права быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации») либо в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процедурные информационные правоотношения складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне).
В зависимости от структуры связи между субъектами информационных правоотношений они делятся на абсолютные и относительные. В абсолютных информационных правоотношениях управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество пассивно обязанных лиц, которые не вправе чинить никаких препятствий в реализации юридических возможностей управомоченного.
Примером абсолютного информационного правоотношения может служить правоотношение, складывающееся между обладателем секрета производства, наделенного исключительным правом на его использование и третьими лицами (п. 1 ст. 1466 ГК РФ, п.1 ст. 1229 ГК РФ).
Что касается абсолютных правоотношений собственности, возникающих по поводу информационных ресурсов, то их нельзя отнести к информационным в силу прямого указания законодателя, содержащегося в п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с указанным пунктом право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.
В относительных информационных правоотношениях управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Таковы, например, отношения между работником и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 Трудового кодекса РФ).
В литературе предлагаются и иные, можно сказать, «нетрадиционные» разновидности информационных правоотношений. Так, М.М. Рассолов подразделяет информационные правоотношения на активные информационные действия, пассивные информационные действия, посредническую информационно-правовую работу, вспомогательные информационные действия, а также на организационные имущественные и неимущественные правоотношения».
В.А. Копылов предлагает классифицировать информационные правоотношения по информационным процессам и по видам информации.
Состав информационных правоотношений, как собирательной категории, напрямую зависит от характера общественных отношений, составляющих предмет информационного права , а также от их отраслевой принадлежности. Поскольку основу предмета информационного права образуют отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации, постольку, будучи урегулированными правовыми нормами, они и составят основную группу информационных правоотношений.
К этой группе примыкают правоотношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.
Структуру информационного правоотношения образуют его элементы, в качестве которых выделяются субъекты правоотношения, объекты правоотношения и содержание правоотношения, включающие субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.
4.2. Субъекты информационных правоотношений
Участниками информационных правоотношений выступают субъекты информационного права , под которыми понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей. От имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами. Из этого следует, что субъектами информационных правоотношений могут быть не всякие лица, а только те, которые наделены действующим законодательством определенными правами и обязанностями.
В правоотношениях, связанных с поиском и получением информации, которые складываются прежде всего по поводу использования документированной информации, организации и деятельности средств массовой информации, на первый план выходят фигуры потребителей информации, т.е. тех лиц, которые реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации. В этот круг входят граждане, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, в том числе пользователи библиотек, журналисты, потребители рекламы. Участниками данных правоотношений являются, кроме того, обладатели информации.
В правоотношениях, связанных с производством информации, которые складываются по поводу деятельности средств массовой информации, рекламной деятельности, ведущую роль играют производители информации. Это прежде всего издательства, редакции средств массовой информации, рекламодатели, рекламопроизводители, журналисты, авторы произведений и объектов технического творчества, органы государственной власти и местного самоуправления.
В правоотношениях, связанных с передачей и распространением информации, которые складываются преимущественно в области связи, сферах рекламной деятельности и международного информационного обмена, их участниками выступают организации связи, операторы связи, пользователи услуг связи, рекламораспространители, лица, участвующие в международном информационном обмене.
В правоотношениях, связанных с управлением информационными процессами, которые складываются практически во всей информационной сфере, главенствующую роль играют органы государственного управления в информационной сфере. Это в первую очередь Правительство РФ, Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи и, кроме того, ряд координационных органов, обеспечивающих согласованность действий органов государственной власти. В числе последних следует выделить Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.
В правоотношениях, связанных с обеспечением информационной безопасности, которые складываются по поводу жизненно важных интересов личности, общества и государства, видное место занимают Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
В правоотношениях, связанных с созданием и использованием информационных технологий, систем и сетей, а также с процессами информатизации, которые складываются по поводу разработки и применения информационных технологий и средств их обеспечения, принимают участие Министерство информационных технологий и связи РФ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи, органы по сертификации и испытательные центры, организации, занимающиеся выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области информационных технологий.
К участникам информационных правоотношений могут быть отнесены и иные, помимо названных выше, субъекты. Их круг по мере развития и совершенствования информационного законодательства постоянно расширяется. Кроме того, один субъект может выступать участником информационных правоотношений, складывающихся в различных областях общественной жизни и деятельности.
Объект правоотношений в сфере обеспечения информационной безопасности
Информационная сфера, или среда, — сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.
Информационная сфера как сфера правового регулирования — совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию[8].
Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация.
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо независимо от формы их представления.
С.И. Ожегов дает следующее определение информации: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; 2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо[9].
В современной науке рассматриваются два подхода к понятию информации:
Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре[10].
Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.
При рассмотрении информации в качестве предмета правоотношений в правовой системе, предмета отношений государства, юридических и физических лиц приходится возвращаться к определению информации в его исходном смысле: под информацией понимается содержание сообщений, сведений и сигналов.
Это верно постольку, поскольку при движении информации в процессе ее создания, распространения, преобразования и потребления подавляющее большинство общественных отношений возникает именно по поводу информации в форме сведений или сообщений. Такой подход к определению понятия «информация» получил название антропоцентрический[11].
Ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон «Об информации») дает следующее определение информации:
информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
В соответствии со ст. 5 Закона «Об информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
При рассмотрении информации как объекта правового регулирования сферы информационной безопасности необходимо уточнить понятие и сущность правовой информации. Правовая информация является разновидностью информации. Ее источники: правовые нормы, институты, отрасли права, законодательство.
Существует большое количество критериев классификации правовой информации:
— по видам источников информации (люди, документы, публикации, технические носители, продукция, технические средства обеспечения производственной деятельности);
— роли информации в правовой системе (нормативная правовая, ненормативная правовая);
— степени доступа к информации (открытая, ограниченного доступа);
— степени официальности (официальная, неофициальная);
— организационным формам представления (документальная, архивный документ, информационные ресурсы, информационные продукты) и др.
Обеспечение безопасности информации требует сохранения следующих ее свойств:
Целостность информации заключается в ее существовании в неискаженном виде, неизменном по отношению к некоторому ее исходному состоянию.
Доступность информации — это свойство, характеризующее ее способность обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным.
Конфиденциальность информации — это свойство, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определенного круга пользователей.
Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 503 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Субъекты и объекты правоотношений в области информационной безопасности.
Согласно Доктрине ИБ РФ, объекты обеспечения ИБ зависят от сферы применения.
Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ являются:
1. В сфере экономики:
1.1. Система государственной статистики;
1.2. Кредитно-финансовая система;
1.3. Информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики;
1.4. Системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
1.5. Системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
2. В сфере внутренней политики:
2.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина;
2.2. Конституционный строй, национальное согласие, стабильность государственной власти, суверенитет и территориальная целостность российской федерации;
2.3. Открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации;
3. В сфере внешней политики:
3.1. Информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;
3.2. Информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;
3.3. Информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации;
3.4. Блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни;
4. В области науки и техники:
4.1. Результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;
4.2. Открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;
4.3. Научно-технические кадры и система их подготовки;
4.4. Системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и другими);
5. В сфере духовной жизни:
5.1. Достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;
5.2. Свобода массовой информации;
5.3. Неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна;
5.4. Русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств — участников Содружества Независимых Государств;
5.5. Языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации;
5.6. Объекты интеллектуальной собственности;
6. В общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах:
6.1. Информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию;
6.2. Средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля;
6.3. Технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации;
6.4. Помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа;
7. В сфере обороны:
7.1. Информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные Силы Российской Федерации, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации;
7.2. Информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;
7.3. Программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;
7.4. Информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов;
8. В правоохранительной и судебной сферах:
8.1. Информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера;
8.2. Информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение;
8.3. Информационная инфраструктура (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи);
9. В условиях чрезвычайных ситуаций:
9.1. Система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий;
9.2. Система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.
Субъекты информационного права – физические и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления, которые являются участниками публично-правовых и гражданско-правовых отношений в информационной сфере.
Основные категории субъектов информационного права:
1. Производители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
2. Обладатели информации, информационных ресурсов, информационных продуктов;
3. Потребители информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
Обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам (ст. 2 Федерального закона N 149-ФЗ)
Особая группа субъектов информационного права:
1. Физические и юридические лица, профессионально занимающиеся сбором и обработкой информации (например, частные детективы, действующие как предприниматели без образования юридического лица);
2. Информационные посредники (операторы и провайдеры телекоммуникационной системы) – физические и юридические лица, оказывающие услуги по передаче информации, предоставленной другим лицом, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней.