Fruitsekta.ru

Мир ПК
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон ускорения общественного развития

Законы и теории развития общества (стр. 1 из 3)

2. Законы и теории развития общества

Закон ускорения исторического времени

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и бeрeт начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета.

Динамика статусного портрета общества связана с динамикой социальной структуры и динамикой социального прогресса. Механизмом развития социальной структуры общества и одновременно механизмом его социального прогресса выступает разделение общественного труда. С появлением новых отраслей народного хозяйства растет количество статусов.

Благодаря знанию o социальной структуре (совокупности пустых, не заполненных людьми статусов) можно определить реальное время, в котором находится данная страна, уровень ее социального развития. Иными словами, в свою ли эпоху она попала.

Подобная теоретическая модель позволяет социологу сделать гораздо больше, нежели определить уровень исторического отставания.

Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать c неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации кopeннoгo населения. В процессе модернизации во второй половине ХХ века вслед за Америкой и Западной Европой втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи нравы.

Существующие теории развития, можно условно разбить их на три группы: социокультурные, индивидуально-технологические и социально-экономические. Каждая из теорий выделяет свой определенный фактор общественного развития.

Социокультурные теории считают главными изменения, происходящие в социокультурной сфере общества — мировоззрении, религии, системе ценностей и менталитете социальный группы, общества и целых эпох. К социокультурным теориям относят учения Конта, Вебера, Сорокина.

Всю историю человечества Конт делит на три стадии развития, соответствующие состояниям человеческого ума. Первое состояние теологическое (фиктивное), когда главная, фактическая часть науки содержалась в богословской оболочке, а все явления объяснялись волей одушевленных предметов или сверхъестественных существ (духов, гномов, богов). Вторым является метафизическое (критическое) состояние, когда более многочисленные факты объясняются через различные отвлеченные, абстрактные, априорные понятия (таковы причина, сущность, материя, общественный договор, права человека и т.д.). Заслугу этой стадии Конт видит лишь в разрушении теологических идей и подготовке перехода к следующей, третьей и последней, позитивной, или научной, стадии. Задача позитивной философии заключается в классификации и объединении наук, причем науки должны выяснять законы связи явлений, а не заниматься метафизическими проблемами. Так, согласно Конту, невозможно познать сущность вещей и причинную связь; поэтому науки должны лишь проверять многочисленные факты “самими фактами, которые часто являются достаточно простыми, чтобы стать принципами”.

Читать еще:  Скачать ускорение игр на ноутбук

М. Вебер создал общую теорию рационализации общества. Отличительной чертой рациональности является наличие бюрократии, однако этот вывод отражает лишь один, хотя и очень важный, аспект (наряду с капитализмом) широкомасштабного процесса рационализации общества. Он исследовал два типа рационализма (формальный и субстантивный), однако следует упомянуть и два других: практический (повседневный рационализм, с помощью которого люди воспринимают реалии окружающего мира и стремятся справиться с ними наилучшим образом) и теоретический (стремление к когнитивному управлению реальностью с помощью абстрактных концепций).

Сорокин не столько принимал преобладавшей эволюционные или связанные с развитием модели, сколько полагал, что общество лучше всего понимать как подверженные циклическим, хотя и не регулярным, образцам изменения. В самом общем и схематичном виде эту эволюцию можно охарактеризовать типично русской формулой «от марксизма к идеализму» Он доказывал, что социальный дезинтеграционный и культурный кризис мог быть преодолен только новым альтруизмом.

Индивидуально-технологические теории рассматривают социальные изменения как производные от изменений в сфере производства. Наиболее известные теории этого типа созданы Уильямом Ростоу и Даниэлем Беллом.

Ростоу создал теорию стадий экономического роста, согласно которой, развитие общества определяется изменениями технологии производства (ручной труд, мануфактурный, машинное производство). Согласно Ростоу, общество проходит 5 стадий — традиционное, переходное, «сдвига, «зрелости», «высокого массового потребления».

Белл создал теорию индустриального общества, согласно которой, общество проходит три этапа — доиндустриальное (основной сферой производства является сельское хозяйство, так как не развиты технологии), индустриальное (основная сфера — промышленность), постиндустриальное (основная сфера — обслуживание).

Социально-экономические теории считают определяющими, изменения, которые происходят в системе экономических отношений. У истоков наиболее известных социально-экономических теорий стояли Карл Маркс, Карл Бюхер и Бруно Гильдебранд.

К. Маркс: Основа развития общества — материальное производство. Исходные положения этой концепции состоят в том, что основой существования и развития общества являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил. С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис общества определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общественного организма необычайно сложна и противоречива. Действующие в обществе социологические законы выражают принцип соответствия между производительными силами и производственными отношениями, а также между идеологической и Политической надстройкой и базисом. Принцип соответствия между уровнем развития производства и формой организации общества объясняет, почему происходят перемены в общественных отношениях: производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил и должны быть преобразованы революционным путем. «С изменением экономической основы, — писал К. Маркс, — более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Основной экономический труд К. Маркса «Капитал» состоит 13 четырех томов. Анализ системы экономических отношений начинается не с богатства (слишком общей категории), а с товара. Именно в товаре, по мысли Маркса, в зародышевой форме заложены все противоречия исследуемой системы.

Закон ускорения истории: определение, примеры. Исторические события

Ключевыми звеньями структуры общества являются социальные роли и статусы индивидов. Их число, порядок распределения, характер взаимной зависимости определяют содержание конкретной социальной системы.

Древнее общество по своей структуре существенно отличается от современного. Скорость исторических событий постепенно увеличивалась. В результате сокращались периоды существования той или иной социальной системы. Исследователи объясняют этот феномен действием закона ускорения истории. Как проявляется эта закономерность? Узнаем об этом из статьи.

Социальная структура

Ее можно представить следующим образом. На плоскости можно разместить множество скрепленных между собой пустых ячеек. Каждая из них будет соответствовать определенному социальному статусу. В древнем обществе их было довольно мало: женщина, мужчина, жена, муж, воин, охотник, вождь, старик. Структура современного социума сложнее. В ней только профессиональных статусов насчитывается несколько сотен тысяч, огромное число семейно-родственных отношений (сноха, деверь, тетя, дядя и пр.), сотни экономических, политических, религиозных связей. За каждым языком, используемым на планете, стоит определенная этническая группа: племя, нация, народность.

Когда каждая ячейка окажется заполненной, каждому статусу будет соответствовать социальная группа. Сегодня в мире миллионы инженеров, врачей, водителей и пр.

При сравнении количества статусов структуры современного и древнего общества можно увидеть огромный прогресс человечества.

Статусный портрет

Им называют совокупность статусов, существующих в социуме в конкретный период в определенной стране. Как уже говорилось выше, в первобытном обществе было мало статусов. Структура социума постоянно развивается. Вследствие определенных исторических событий одни статусы приходят на смену другим. К примеру, в России до 1917 г. существовали дворяне. После революции этот класс перестал существовать.

Статусный портрет и общества, и конкретного индивида изменяется во времени. Усложнение социальной структуры обуславливается в первую очередь разделением труда. Его можно считать движущей силой научно-технического и общественного прогресса.

Чем ближе общество к современной эпохе, тем больше в нем статусов. Возникают новые профессии, отношения, блага, технологии, потребности. Одни процессы стимулируют возникновение других.

Как проявляется закон ускорения истории?

Анализируя эволюцию социальных структур, разные стадии, которые проходила цивилизация, исследователи выявили несколько закономерностей. Одной из них является з акон ускорения истории. Определение этой тенденции можно дать следующее. На каждую следующую стадию развития человечеству необходимо времени меньше, чем на предыдущую.

Читать еще:  Ускорение истории приводящее к негативным последствиям

Проще говоря, происходит своего рода уплотнение времени.

Закон ускорения истории: примеры

Если посмотреть на длительность этапов, можно заметить, что эпоха капитализма была короче феодализма, а он, в свою очередь, длился меньше рабовладения. Период существования доиндустриального общества был более продолжительным, чем индустриального. Дольше всех существовал первобытнообщинный строй – несколько сотен тысяч лет. По закону ускорения истории каждая следующая фаза короче предыдущей в 3-4 раза.

Исследователи, изучающие развитие общества по памятникам, найденным при раскопках, тоже вывели эту закономерность. Каждая фаза человеческой эволюции называется исторической эпохой. Археологи выяснили, что каменный век, в котором выделяют эпохи палеолита, мезолита, неолита, оказался более продолжительным, чем век металла, состоящий из бронзовой и железной эпох.

Следовательно, в чем заключается закон ускорения истории? Закономерность состоит в том, что чем ближе к современной эпохе, тем сильнее сжимается спираль времени; общество развивается динамичнее, быстрее.

Технический прогресс

Его темпы постоянно увеличивались, что очередной раз доказывает существование закона ускорения истории .

Примерно 2 млн лет назад человек создал первые орудия труда. С момента их возникновения начался технический прогресс. Приблизительно 15 тыс. лет назад древние люди стали рисовать на стенах, проводить культовые обряды. Около 8000 лет назад человек перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Примерно 6 тыс. лет назад начали создаваться города, появились ремесла, стали формироваться социальные классы.

250 лет назад прошла индустриальная революция. После нее начали появляться промышленные предприятия, фабрики, заводы. Сегодня человек активно использует компьютерные технологии, термоядерную энергию и пр.

Неравномерность развития

Закон ускорения истории позволяет по-новому посмотреть на многие привычные явления и вещи, а именно на изменение статусного портрета общества.

Динамика преобразований связана с изменчивостью структуры общества и техническим прогрессом. В качестве механизма развития выступает разделение труда. Оно же является и механизмом социального прогресса. Возникновение новых отраслей привело к появлению новых статусов в обществе.

Рассмотрим, например, две державы – Россию и Францию. В XVIII в. они находились приблизительно на одной ступени развития. Следовательно, в социальной структуре этих стран примерно одинаковое количество статусов. А если, к примеру, взять Монголию в тот же исторический период, то можно отметить, что ее статусный портрет существенно отличается от социальной структуры России и Франции. В XVIII в. в Монголии только начала развиваться феодальная система.

Формально все эти три страны находились в одной исторической эпохе. Однако в действительности монгольское общество находилось на уровне развития XII в. Соответственно, реальное и формальное время различаются. О любом обществе, отставшем в развитии, можно говорить так же.

На основании сведений о совокупности незаполненных ячеек в социальной структуре можно установить реальный период, в котором находится социальная структура, ее уровень развития. Проще говоря, можно определить, в своей ли эпохе живет общество.

Выводы

Закон ускорения истории показывает, кроме прочего, неравномерность развития различных социальных структур. Далеко не все общества формируются одинаково и в одно время проходят те или иные этапы становления. В ходе исследований можно выявить уровень исторического отставания конкретной страны в конкретный исторический период.

Заключение

Социальная структура, как и статусный портрет конкретного индивида, неповторима. Ее изучение позволяет выяснить практически все о конкретной цивилизации: уровне культурного, экономического, технического, политического развития в определенный период времени.

При сравнении статусных портретов разных цивилизаций можно сделать немало интересных открытий. Более того, можно выявить причины отставания или наоборот стремительного развития конкретного общества. К примеру, становление Древнерусского государства было существенно замедленно установлением татаро-монгольского ига.

Эти сведения, в свою очередь, помогают выявить слабые места в развитии современного передового общества, определить приоритетные направления технического и культурного совершенствования человеческой цивилизации. Вся эта информация, безусловно, пригодится потомкам.

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем уже в. ХХI веке — эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение, знаний, овладение смежными и профессиями станут моделью поведения для будущих поколений: Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситyaции на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование — все это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придется жить.

Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывает свой очень, узкий фрагмент реальности. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты дать рекомендации по оздоровлению производства, a политологи — описать происходящие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом; мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира

Читать еще:  Канальная архитектура эвм

Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общecтвa, функционально связанную c дpyгими, — это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, — это нечто иное.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

Закон ускорения исторического времени

Элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество; порядок расположения и характер зависимости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкретного общества. Совершенно очевидно, что есть большие различия между социальной структурой древнего и современного общества.

Если расположить вce множество пустых ячеек, скрепленных друг с другом, на плоскocти, получим социальную структуру общества. В примитивном обществе немного статусов: мужчина, женщина, ребенок, взрослый, старик, вождь, рядовой член, муж, жена, несколько родственных статусов, воин, охотник. В современном обществе статусов сотни тысяч. Одних только профессиональных статусов десятки тысяч. Таким образом, социальная структура строится по принципу «один статус — одна ячейка». Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном обществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, тысячи профессоров, врачей и т д.

Сравнивая количество статусов в социальной cтpyктypе древнего и современного общества, можно видеть, какой гигантский прогpесс претерпело чeловечеcтво c тex пор.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. B принципе, их можно пересчитать по пальцам. A в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40 тысяч, семейно-брачно-родственных отношений бoлee 200 (деверь, сноха, кузина — вы можете продолжить перечень), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3 тысячи языков, за каждым из них стоит этническая группа: нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет — совокупность всех статусов, существующих их в нем. Более четко его определение звучит так:

Статусный портрет общества — совокупность всех статусов, существующих в данное историческое время в данной стране.

У первобытного общecтвa их не бoлee двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли y нee пocле 1917 г., например полицейский, царь, дворянин.

Не только у индивида, но и y человеческого общecтвa статусный портрет изменяется во времени. Социальная структура общества набирает свои статусы по мере углубления общественного разделения труда, которое выступает также движущей силой социального и научно-технического прогресса.

Чем ближе к современности, тем резче возрастает количество статусов.

Как можно интерпретировать данную тенденцию? Только одним способом: no мере приближения к современности скорость социального и научно-технического прогресса возрастает. Одновременно это означает, что по мере приближения к современности нарастает деление общественного труда, которое, подобно мощной фабрике, наращивает темпы производства. «Фабрика», как известно, изготовляет социальные статусы.

Доказательством служит открытый учеными закон ускорения исторического вpeмени. Ero суть заключается в следующем.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них; можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше , времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой. Оказалось, что каменный век, состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

Технический и культурный; прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 миллионов лет назад появились первые орудия труда, c которых и бeрeт начало технический прогресс. Примерно 15 тысяч лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры. Около 8-10 тысяч лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Приблизительно 6 тысяч лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы. 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×