Fruitsekta.ru

Мир ПК
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Алфавит языка паскаль

Алфавит языка ПАСКАЛЬ

Дата добавления: 2015-07-23 ; просмотров: 5259 ; Нарушение авторских прав

Основы программирования

Турбо Паскаль

Основы понятия

Алгоритм – это строго детерминированная (определённая, обусловленная) последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд.

Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя,

(на «понятном» компьютеру языке программирования).

Назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.

Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

Язык программирования образуют 3 составляющие: алфавит, синтаксис, семантика.

1. Алфавит – это фиксированный для данного языка набор основных символов.

2. Синтаксис – это система правил, определяющие допустимые конструкции из букв алфавита.

3. Семантика – это система правил истолкования отдельных языковых конструкций.

Популярные языки программирования Паскаль, Бейсик, Си, Фортран.

Алфавит языка ПАСКАЛЬ

Алфавит языка ПАСКАЛЬ состоит из букв, цифр и спец символов.

1) буквы: латинские буквы, русские буквы используются в комментариях <нахождение гипотенузы>или в текстовых константах (‘введите х’).

2) цифры: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

3) Спец символы:

a)Знаки арифметических операций +, -, *, /.

b)Знаки логических операций >, =, .

c)Разделители ; , : . () [ ] < >’ ^

d)Служебные слова – зарезервированные слова, которым системой программирования предписан определённый смысл (операторы, процедуры).

AndИForДляProgramПрограмма
ArrayМассивFunctionфункцияRepeatПовторяй
BeginНачалоGotoПереходStringСтрока
CaseВ случаеIfЕслиThenТогда
ConstКонстантаInИнToДо
DivЦелочис.диленLabelМеткаTypeТип
DoделайModОстат от деленUntilДо тех пор
DowntoВ обрат. порядNotОтрицаниеVarраздел описан
ElseИначеOfТипаwhileпока
endокончаниеOrилиXorотрицание
FileФайлProcedureПроцедураи др.

Для создания и использования на компьютере программы, написанной на языке программирования, используют систему программирования.

Система программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определённом языке программирования.

Популярные системы программирования: Турбо Паскаль, Q Basic, СИ ++ , Delphi.

Компьютер – исполнитель, работает с определёнными данными, по определённой системе команд.

Любые данные (константы, переменные, значения функций) характеризуются своими типами.

Существуют три основных типа данных:

1. числовой – целочисленный, вещественный.

2. символьный – строковый и литерный.

Тип данных определяет:

1. формат представления данных в памяти компьютера.

2. множество допустимых значений, которые может принимать принадлежащая к выбранному типу переменная или константа.

3. множество допустимых операций, применяемых к этому типу.

Поэтому необходимо «чтобы компьютер понимал» переменные, какого типа используются в программе.

Для этого необходимо объявление типа переменных используемых в программе иначе «Паскаль» откажется выполнять программу, выведет на экран монитора ошибку в случае обнаружения не описанной переменной.

Pascal. Операции и алфавит языка

Алфавит языка

Код программы на Pascal представляет собой некоторое количество строк, а они в свою очередь состоят из символов. Совокупность последних и следует называть алфавитом языка. В него входят:

  • Двадцать шесть прописных и строчных латинских букв;
  • Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Арифметические знаки: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • Знаки отношений: = (равенство), (больше), = (больше или равно), <> (не равно);
  • Ограничители: . , ‘ ( ) [ ] (. .) < >(* *) .. : ; ;
  • Пробел и подчеркивание;
  • Символ присвоить: := ;
  • Спецификаторы: ^ # $ ;
  • ASCII коды от 0 до 31 (управляющие символы);
  • Служебные слова:
Читать еще:  502 что за ошибка
Определение в языкеЗначениеОпределение в языкеЗначение
AbsoluteАбсолютныйlabelМетка
andЛогическое ИlibraryБиблиотека
asmАссемблерmodОстаток от деления
beginНачалоnilОтсутствие
caseВариантnotЛогическое НЕ
constКонстантаorЛогическое ИЛИ
constructorКонструкторofИз
divДеление нацелоobjectОбъект
doВыполнятьpackedУпакованный
downtoУменьшить доprocedureПроцедура
destructorДеструкторprogramПрограмма
elseИначеrecordЗапись
endКонецrepeatПовторять
exportsЭкспортsetМножество
externalВнешнийshlСдвиг влево
fileФайлshrСдвиг вправо
forДляstringСтрока
ForwardОпережающийthenТо
FunctionФункцияtoУвеличивая
gotoПереход наtypeТип
ifЕслиunitМодуль
ImplementationРеализацияuntilДо
inВ (входит в …)usesИспользовать
inlineОсновнойvarПеременная
InterruptПрерываниеwhileПока
InterfaceИнтерфейсwithС
inheritedНаследованиеxorИсключающее ИЛИ

Идентификаторы

Идентификаторы – это имена переменных, типов, констант, функций и процедур. К ним можно отнести следующие требования и свойства:

  • Идентификатор может содержать строчные и прописные латинские буквы, символ подчеркивания и арабские цифры;
  • Первый символ идентификатора обязательно должен быть латинской буквой;
  • В средине не должно быть пробелов;
  • Буквы не чувствительны к регистру;
  • Длина идентификатора не ограничена, но перенос его части на новую строку не предусмотрен;
  • Идентификатора не должен совпадать с зарезервированным словом.

Стоить отметить, что хотя называть переменные, константы и т. д. именами логически связанными с их назначением не обязательно, но все же это делать желательно. Ваш код может просматривать кто-то другой, да и вы сами можете делать это спустя какое-то время, и будет полезно, например переменную, отвечающую за год, именовать year.

Арифметические операции

Кроме тех арифметических операций, описанных ранее, Pascal имеет еще два: DIV и MOD. Весь список будет выглядеть так:

  • сложение (+);
  • вычитание ();
  • умножение (*);
  • деление (/);
  • деление нацело, с отбрасыванием остатка (DIV);
  • нахождение остатка от деления (MOD);

Первые четыре операции ни чем не отличаются от тех, что мы изучали в школе. А DIV и MOD будут работать, например следующим образом:

9 DIV 4 = 2 9 MOD 2 = 1

Деление и умножение имеют наибольший приоритет, следовательно, выполняются перед операциями сложения и вычитания.

Кроме операций арифметики и отношений в данном ЯП есть логические операции:

отрицание (NOT), логическое сложение (OR), логическое умножение (AND).

Список приоритетов, (от высшего к низшему) рассмотренных операций, имеет следующий вид:

  1. Унарные операторы (not, унарный минус, взятие адреса @);
  2. Операторы умножения (* , /, DIV, MOD , AND);
  3. Операторы сложения (+, -, or, xor);
  4. Операторы сравнения (=, <>, >, =,

Алфавит языка Паскаль

Что такое алфавит языка Паскаль

Формальный язык программирования, также как и любой естественный язык, на котором общаются между собой люди, имеет свой алфавит, из которого строятся ключевые слова и идентификаторы пользователя. Ключевые слова представляют собой стандартные команды языка, а идентификаторы – это имена переменных, констант, пользовательских процедур и функций.

Алфавит языка программирования Паскаль включает в себя латинские строчные и прописные буквы. Язык Паскаль был придуман швейцарским ученым Никлаусом Виртом и представлен широкой публике в 1970 году.

Рис. 1. Портрет Никлауса Вирта.

Использование знаков кириллицы, а также других специальных знаков некоторых языков возможно только в качестве комментариев к тексту программы. И они должны быть отделены от программного кода знаками фигурных скобок или сочетанием символов (* *). Также допустимо использовать символы, не относящиеся к латинскому алфавиту, при организации вывода на экран сообщений для пользователя.

Кроме букв алфавит языка программирования Паскаль содержит арабские цифры от 0 до 9.

Знаки препинания

Знаки препинания, входящие в язык Паскаль:

  • ’ – апостроф используется для оформления текста, выводимого на экран.
  • : – двоеточие применяется для задания формата вывода числа и типа данных.
  • ; – точка с запятой необходима для отделения команд языка друг от друга.
  • () – скобки используются в арифметических выражениях и функциях и процедурах для задания аргумента.
  • <> – фигурные скобки нужны для оформления комментариев.
  • [] – квадратные скобки используются при задании массивов.
  • . – точка обязательно ставится в конце программы.
  • , – запятая используется при перечислении переменных.

Математические символы

Для обозначения арифметических действий используются математические знаки:

Логические операции задаются знаками:

Специальный составной знак присваивание «:=», состоящий из двоеточия и равно, используется для присваивания какому-либо идентификатору определенного значения.

Рис. 2. Логотип интегрированной среды программирования языка Паскаль.

Специальные знаки

Специальные знаки языка программирования Паскаль:

  • Знак денежной единицы «$» – используется для задания чисел в шестнадцатеричном формате.
  • Амперсанд «&» – используется для задания чисел в восьмеричном формате.
  • Процент «%» – применяется для задания чисел в двоичном формате.
  • Коммерческое И «@» – применяется для адресной адресации.
  • Решетка «#» – применяют для работы с символьными данными.
  • Тильда «^» – необходима для работы с указателями.
  • Знак подчеркивания «_» – его можно использовать при написании пользовательских идентификаторов.

Следует строго следовать правилам синтаксиса языка программирования. Например, в конце каждой строки программы нужно ставить знак точки с запятой, а в конце программы –точку. Неверное использование знаков алфавита языка приведет к синтаксической ошибке.

Рис. 3. Фрагмент программы на языке Паскаль.

Что мы узнали?

Набор символов, составляющий алфавит языка программирования Паскаль, включает в себя прописные и строчные латинские буквы, арабские цифры и знаки препинания. А также знаки арифметических и логических операций, специальные знаки.

Алфавит языка паскаль

Каждый язык имеет свой алфавит — набор символов, используемых в данном языке.
Алфавит Паскаля включает:

  • латинские буквы от a до z (строчные и заглавные);
  • цифры от 0 до 9;
  • разделители: запятая, точка с запятой, точка, двоеточие, апостроф, кавычки, скобки, символ ;
  • знаки арифметических действий: + (сложение), — (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • знаки операций отношений: > (больше), = (больше или равно), (не равно), = (равно).

Символы алфавита используются для построения базовых элементов Pascal-программ — минимальных единиц языка, имеющих самостоятельный смысл. Базовые элементы называют лексемами.

1. Служебные (зарезервированные) слова. Их смысл зафиксирован в языке, и поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом. Полный список служебных слов приведен в Приложении 1.

2. Имена (идентификаторы). Они вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, процедур и функций. Имена формируются из букв и цифр. Первым символом имени должна быть буква. Длина имени не должна превышать 63 символа. Заглавные и строчные буквы в именах не различаются. Таким образом, следующие три идентификатора обозначают одну и ту же переменную:
index
INDEX
Index

3. Числа и символьные строки.

4. Знаки операций и разделители. Они формируются из одного или нескольких специальных символов.

5. Комментарии. Они представляют собой произвольную последовательность символов (не обязательно из алфавита языка, то есть допускаются и русские буквы), заключенную в фигурные скобки < >. Комментарии не изменяют смысл программы, не влияют на ее выполнение и предназначены для пояснений.

Для отделения лексем друг от друга используются символы пробелов или же лексемы должны быть размещены на различных строках программы.

Cтруктура программ в языке программирования Pascal.

Программа на языке Pascal всегда состоит из двух основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений. Описание данных, которые будут использоваться в программе предшествуют описанию действий, которые будут выполнены с данными. Кроме того, программа может быть снабжена заголовком, который задаст имя программы и ее параметры.

Рассмотрим полную структуру программы на языке Паскаль. В общем случае программа состоит из:

  • Заголовка программы — раздел начинается с ключевого слова program, далее идет название вашей программы.
    Например, program Area; — обратите внимание, что любой оператор языка Паскаль заканчивается точкой с запятой.
    Также распространенной ошибкой является заголовок программы вида: program 1;
    Имя программы — это пользовательский идентификатор, и он не может начинаться с цифры.
  • Блок описаний состоит из множества различных блоков программы, каждый из которых отвечает за определенные аспект программы. Мы будем рассматривать возможные блоки по мере необходимости. На схеме ниже вы можете увидеть все из них.
  • Блок операторов — единственный обязательный блок программы, в нем вы размещайте, те команды которые должны быть выполнены в процессе выполнения программы. Блок операторов начинается с ключевого слова begin и заканчивается end с точкой.

Пример. Программа, вычисляющая сумму двух чисел.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×