Как защитить от редактирования шаблон договора в Word (видео-инструкция)
Работая с договорами, юристам часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда отправленный клиентам договор возвращается с некоторыми неожиданными корректировками в тексте. Я покажу, как можно настроить документ Word, чтобы клиенты могли вносить изменения только в определенных вами местах, а остальные части документа оставались неизменными. Это не сложнее, чем написать СМС одной рукой на 5-дюймовом смартфоне.
Для этого примера используется Microsoft Office Word 2015.
1. Для доступа к необходимым инструментам нам понадобится включить отображение вкладки «Разработчик»:
- Открываем вкладку Файл.
- Нажимаем кнопку Параметры.
- Выбираем группу Настройка ленты .
- В группе Настройка ленты, смотрим в правый блок Основные вкладки (он выбран по умолчанию).
- Устанавливаем флажок в списке справа на строку Разработчик и жмем кнопку ОК.
2. Далее сохраняем документ в формате «Шаблон»:
- Открываем вкладку Файл.
- Выбираем Сохранить как.
- В выпадающем списке раздела Тип файла выбираем Шаблон Word.
- В диалоговом окне Сохранение документа вводим имя файла нового шаблона и жмем кнопку Сохранить.
3. Теперь мы воспользуемся инструментами «Разработчика».
- Ставим курсор в место где хотим расположить редактируемое поле или просто выделяем часть текста, которую собираемся позволить редактировать.
- На вкладке Разработчик в группе Элементы управления выбираем команду Элемент управления с содержимым «обычный текст»
. Это позволит другим пользователям вставить в это место любой текст без возможности форматирования (жирный, наклонный шрифт и т.д.).
4. Прежде чем заняться защитой документа надо объединить все вставленные в документ элементы в группу.
- Ставим курсор в любое место документа и выделяем весь текст сочетанием клавиш: CTRL+A.
- На вкладке Разработчик в группе Элементы управления жмем кнопку Группировать и выбираем команду Группировать.
5. Настало время заняться непосредственно защитой документа. Когда ваш документ будет защищен пользователи смогут заполнять только установленные элементы, а остальная часть документа будет недоступна для редактирования.
- На вкладке Рецензирование справа выбираем Защитить и далее жмем Ограничить редактирование.
- Нас интересует пункт Ограничения на редактирование – ставим в нем галку на Разрешить только указанный способ редактирования документа.
- Далее в выпадающем меню выбираем Ввод данных в поля форм.
- Ниже в пункте Включение защиты жмем Да, включить защиту.
- Придумываем и вводим два раза пароль и жмем ОК. Сложность пароля на вашей совести.
Вот собственно и всё. Защищая таким образом блоки текста типовых договоров от редактирования, можно сократить в разы средние сроки согласования… и сохранить свои ценные нервы.
Как сделать документы Word заполняемыми, но не редактируемыми
Если контракты, разные формы, в которых нужно заполнить только отдельные поля, являются частью вашего ежедневного рабочего процесса, вы знаете, как это неприятно, когда люди изменяют части документа или формы, которые им не следует трогать. К счастью, в Microsoft Word есть инструмент разработчика, который позволяет защищать текст в документе, в то же время позволяя людям заполнять специально предназначенные для этого поля.
Итак, мы сделаем документ, в котором можно заполнять специально предназначенные для этого поля, но нельзя основное содержимое документов или надписи поясняющие значение полей.
Защита части текста Word от редактирования
Предположим, например, что у вас есть договор или бланк для заполнения, который вы хотите отправить сотруднику или клиенту, который присоединился к вашей компании. Вы хотите дать принимающему лицу возможность заполнить пробелы в документе, но вы также хотите убедиться, что никакая информация в этом соглашении не будет изменена или подправлена каким-либо образом. Для достижения этого в Word требуется всего несколько шагов. Далее показано как именно это сделать.
После того, как документ готов, пришло время добавить к нему некоторые элементы управления и защиты. Для начала нужно перейти на вкладку «Разработчик». Word не отображает это на ленте по умолчанию, поэтому давайте исправим это.
Нажмите «Файл».
В самом низу меню выберите «Опции».
На левой панели меню «Параметры» выберите «Настроить ленту».
Справа установите флажок «Разработчик», который вы найдёте в разделе «Настроить ленту», и нажмите «ОК».
Теперь вы заметите вкладку «Разработчик» между вкладками «Вид» и «Настройка». Идём дальше и переключаемся на вкладку «Разработчик».
Оказавшись там, найдите группу «Элементы управления», где вы увидите несколько параметров управления содержимым для расширенного или простого текста, изображений, комбинированных блоков, раскрывающихся списков, средств выбора даты, флажков или элементов управления стандартными блоками.
Давайте применим это на практике. В разделе подписи нашего шаблона мы вставим средство выбора даты и расширенное текстовое поле, чтобы, соответственно, можно было удобно заполнить дату и имя.
Сначала наведите курсор на область, в которую вы хотите вставить указатель даты. Мы собираемся разместить наш здесь:
Затем на вкладке «Разработчик» выберите «Элемент управления содержимым «выбор даты»» (это значок календаря).
Теперь вы увидите окно. Нажмите на стрелку и выберите дату из всплывающего календаря.
Далее, давайте удалим строки рядом с «Я,» и заменим их на расширенное текстовое поле. Как только строки будут удалены, поместите точку вставки туда, где должно быть вписано имя:
Вернувшись на вкладку «Разработчик», нажмите кнопку «Элемент управления содержимым «форматированный текст»»
Ваше текстовое поле теперь появится. Повторите шаги для следующих строк, где должны быть вписаны последующие данные.
Как видите, теперь у вас есть заполняемые разделы для текста и даты. На моём скриншоте это выглядит не очень красиво, поскольку это всего лишь пример, но при достаточной усидчивости можно подготовить красивый, профессионально выглядящий документ.
Обратите внимание, что переключившись в «Режим конструктора»
вы можете отредактировать надпись заполнителя:
Либо вы можете выбирать определённые элементы управления в обычном режиме и нажимать кнопку «Свойства». В результате откроется окно, в котором вы сможете отредактировать все свойства выбранного элемента. Свойства Элемент управления содержимым «форматированный текст»:
Свойства окна для выбора даты:
Кроме рассмотренных полей ввода текста и выбора даты, имеются некоторые другие, например, можно вставить выпадающий список, в котором у пользователя будет возможность выбрать один из предложенных вариантов. Также имеется чек-бокс, где можно поставить или снять галочку.
Чтобы сделать документ недоступным для редактирования, сначала выделите весь текст в документе, нажав Ctrl+a. Как только весь текст выделен, нажмите «Ограничить редактирование» в группе «Защитить» на вкладке «Разработчик».
Откроется дополнительная вкладка с настройками. Выберите «2. Ограничение на редактирование» и поставьте галочку в «Разрешить только указанный способ редактирования документа»:
В выпадающем списке выберите «Ввод данных в поля формы»:
И наконец нажмите на кнопку «Да, включить защиту».
Чтобы дать вашему документу дополнительный уровень защиты, вам будет предложено создать пароль. Это совершенно необязательно. Если вы решите сделать это, введите пароль и нажмите «ОК». В противном случае просто нажмите «Отмена».
Всё готово! Теперь у вас есть заполняемый документ, который защищён от непреднамеренного (или преднамеренного) редактирования. Пример, который мы использовали здесь, является лишь одним из многих случаев, когда эта функция пригодится. Воспользуйтесь этой функцией в следующий раз, когда у вас будет вопросник или бланк, которые вы хотите отправить.
Как защитить документ Word
Если вы активно работаете с текстовыми документами, у вас может возникать вопрос, как защитить документ Word. Разработчики офисного пакета Microsoft Office 2010 предусмотрели ряд функций, для решения данной задачи.
Используем стандартные возможности MS Office
Для того чтобы воспользоваться возможностями для защиты документа Word запустите меню файл в верхнем левом углу окна программы. В открывшемся окне выберите пункт «Сведения» и нажмите на кнопку «Защитить документ».
Перед вами откроется выпадающее меню с такими пунктами:
- Пометить как окончательный. Пометка документа как окончательного и не редактируемого.
- Зашифровать паролем. Требует пароль при открытии документа.
- Ограничить редактирование. Управление типами изменений, которые разрешено вносить пользователям в этот документ.
- Добавить цифровую подпись. Обеспечение целостности документа путем добавления невидимой цифровой подписи.
Рассмотрим все эти типы защиты документа по порядку.
Пометить как окончательный. При использовании данной функции документ станет заблокированным для редактирования. При его открытии в верхней части окна будет появляться сообщение о запрете редактирования. Однако запрет на редактирование такого документа можно снять в любой момент без необходимости ввода пароля.
Зашифровать паролем. При использовании данного способа защиты документа Word пользователю предлагается ввести пароль, с помощью которого будет зашифрован документ. При попытке открыть зашифрованный документ программа будет требовать ввод пароля.
Ограничить редактирование. Данный режим защиты документа позволяет установить ограничение на форматирование или редактирование документа.
Добавить цифровую подпись. Данная функция позволяет пользователю защитить свой документ с помощью цифровой подписи. Такой метод защиты позволяет удостовериться в подлинности и целостности документа.
Используем другие программы
Документ Word, как и любой другой файл, можно зашифровать с помощью сторонних программ. Лучшим вариантом будет создание зашифрованного ZIP архива. Такие архивы поддерживаются операционной системой Windows. А это значит, что их можно будет открыть даже без установки программы архиватора.
Наверное, лучшим бесплатным архиватором является программа 7-zip. Поэтому рассмотрим процесс создания зашифрованного архива на ее примере.
Откройте контекстное меню для документа, который вы хотите зашифровать и выберите пункт 7-Zip – Добавить в архив.
В открывшемся окне нужно выбрать формат архива Zip и указать пароль. После чего программа создаст зашифрованный архив и сохранит его в той же папке, где находится исходный документ.
Как ограничить редактирование любой части документа Microsoft Word
Совместная работа над тем или иным документом Word, с участием другого пользователя или целой команды пользователей, может повлечь за собой внесение нежелательных изменений в то содержимое, которое вы хотели бы сохранить в неизменном виде. Защитить документ от вмешательства со стороны пользователя и ограничить редактирование определенной области или частей текста, в таком случае, становится вашей первостепенной задачей.
В тот момент, когда вы уже собираетесь отправить свой документ другим людям, с целью внесения правок, необходимо убедиться, что определённые части текста все же останутся неизменными. Взамен доверительного подхода к этому аспекту, следует рассмотреть возможность использования определенной функциональной особенности текстового редактора Microsoft Word.
В результате её задействования автором документа, указанные участки содержимого становятся нередактируемыми для других людей. Несомненно, для всех кроме вас, они будут иметь статус — только для чтения.
Чтобы эффективно воспользоваться предлагаемым разработчиками решением, мы в этой инструкции, пропишем все необходимые шаги, которые вам нужно будет предпринять. Тот факт, что все версии самого популярного редактора текста имеют схожий пользовательский интерфейс и почти идентичные панели инструментов, поможет легко определить нужные кнопки, в независимости от используемой редакции Word.
Мы, в примере, воспользуемся функционалом настольной версии редактора 2013. Давайте приступим к реализации защиты текста от редактирования.
ОГРАНИЧИТЬ РЕДАКТИРОВАНИЕ
Откройте нужный вам документ. На Панели инструментов перейдите в раздел «Рецензирование». Найдите кнопку «Ограничить редактирование» и нажмите на неё.
В правой части окна появится отдельный набор инструментов. Поставьте отметку в п.2 «Разрешить только указанный способ» и установите его режим в «Только чтение».
На следующем этапе следует выбрать те области текста, обработку которых требуется разрешить для всех. Это делается простым выделением мышью. Если вам необходимо выделить конкретное содержание в двух отдельных абзацах, удерживайте для этого нажатой клавишу Ctrl на клавиатуре.
После этого, установите отметку напротив поля «Все» в разделе «Исключения». Там же можете добавить конкретных пользователей, если работаете в команде. Когда будете готовы, нажмите на кнопку «Да, включить защиту». В появившейся форме установите пароль (при необходимости) и подтвердите его. Кликните по кнопке «ОК».
Всё готово! Указанные вами части текста будут выделены другим цветом и заключены в скобки. Это указывает на то, что они могут быть изменены. В правой панели вы увидите новую опцию «Ваши разрешения», которая позволит перемещаться по указанным областям и снимать или выделять их цветом и скобками для наглядности.
Последнее действие, которое станет вам доступно, как автору, — «Отключить защиту». Нажатием на эту кнопку вы вызовите форму для ввода пароля и снимете установленную ранее защиту для всех. Вышеописанным способом ограничить редактирование текста в документе очень легко и эффективно. Спасибо за внимание!