Fruitsekta.ru

Мир ПК
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что входит в алфавит языка паскаль

Pascal. Операции и алфавит языка

Алфавит языка

Код программы на Pascal представляет собой некоторое количество строк, а они в свою очередь состоят из символов. Совокупность последних и следует называть алфавитом языка. В него входят:

  • Двадцать шесть прописных и строчных латинских букв;
  • Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Арифметические знаки: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • Знаки отношений: = (равенство), (больше), = (больше или равно), <> (не равно);
  • Ограничители: . , ‘ ( ) [ ] (. .) < >(* *) .. : ; ;
  • Пробел и подчеркивание;
  • Символ присвоить: := ;
  • Спецификаторы: ^ # $ ;
  • ASCII коды от 0 до 31 (управляющие символы);
  • Служебные слова:
Определение в языкеЗначениеОпределение в языкеЗначение
AbsoluteАбсолютныйlabelМетка
andЛогическое ИlibraryБиблиотека
asmАссемблерmodОстаток от деления
beginНачалоnilОтсутствие
caseВариантnotЛогическое НЕ
constКонстантаorЛогическое ИЛИ
constructorКонструкторofИз
divДеление нацелоobjectОбъект
doВыполнятьpackedУпакованный
downtoУменьшить доprocedureПроцедура
destructorДеструкторprogramПрограмма
elseИначеrecordЗапись
endКонецrepeatПовторять
exportsЭкспортsetМножество
externalВнешнийshlСдвиг влево
fileФайлshrСдвиг вправо
forДляstringСтрока
ForwardОпережающийthenТо
FunctionФункцияtoУвеличивая
gotoПереход наtypeТип
ifЕслиunitМодуль
ImplementationРеализацияuntilДо
inВ (входит в …)usesИспользовать
inlineОсновнойvarПеременная
InterruptПрерываниеwhileПока
InterfaceИнтерфейсwithС
inheritedНаследованиеxorИсключающее ИЛИ

Идентификаторы

Идентификаторы – это имена переменных, типов, констант, функций и процедур. К ним можно отнести следующие требования и свойства:

  • Идентификатор может содержать строчные и прописные латинские буквы, символ подчеркивания и арабские цифры;
  • Первый символ идентификатора обязательно должен быть латинской буквой;
  • В средине не должно быть пробелов;
  • Буквы не чувствительны к регистру;
  • Длина идентификатора не ограничена, но перенос его части на новую строку не предусмотрен;
  • Идентификатора не должен совпадать с зарезервированным словом.

Стоить отметить, что хотя называть переменные, константы и т. д. именами логически связанными с их назначением не обязательно, но все же это делать желательно. Ваш код может просматривать кто-то другой, да и вы сами можете делать это спустя какое-то время, и будет полезно, например переменную, отвечающую за год, именовать year.

Арифметические операции

Кроме тех арифметических операций, описанных ранее, Pascal имеет еще два: DIV и MOD. Весь список будет выглядеть так:

  • сложение (+);
  • вычитание ();
  • умножение (*);
  • деление (/);
  • деление нацело, с отбрасыванием остатка (DIV);
  • нахождение остатка от деления (MOD);

Первые четыре операции ни чем не отличаются от тех, что мы изучали в школе. А DIV и MOD будут работать, например следующим образом:

9 DIV 4 = 2 9 MOD 2 = 1

Деление и умножение имеют наибольший приоритет, следовательно, выполняются перед операциями сложения и вычитания.

Кроме операций арифметики и отношений в данном ЯП есть логические операции:

отрицание (NOT), логическое сложение (OR), логическое умножение (AND).

Список приоритетов, (от высшего к низшему) рассмотренных операций, имеет следующий вид:

  1. Унарные операторы (not, унарный минус, взятие адреса @);
  2. Операторы умножения (* , /, DIV, MOD , AND);
  3. Операторы сложения (+, -, or, xor);
  4. Операторы сравнения (=, <>, >, =,

Что входит в алфавит языка паскаль

Каждый язык имеет свой алфавит — набор символов, используемых в данном языке.
Алфавит Паскаля включает:

  • латинские буквы от a до z (строчные и заглавные);
  • цифры от 0 до 9;
  • разделители: запятая, точка с запятой, точка, двоеточие, апостроф, кавычки, скобки, символ ;
  • знаки арифметических действий: + (сложение), — (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • знаки операций отношений: > (больше), = (больше или равно), (не равно), = (равно).

Символы алфавита используются для построения базовых элементов Pascal-программ — минимальных единиц языка, имеющих самостоятельный смысл. Базовые элементы называют лексемами.

1. Служебные (зарезервированные) слова. Их смысл зафиксирован в языке, и поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом. Полный список служебных слов приведен в Приложении 1.

2. Имена (идентификаторы). Они вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, процедур и функций. Имена формируются из букв и цифр. Первым символом имени должна быть буква. Длина имени не должна превышать 63 символа. Заглавные и строчные буквы в именах не различаются. Таким образом, следующие три идентификатора обозначают одну и ту же переменную:
index
INDEX
Index

3. Числа и символьные строки.

4. Знаки операций и разделители. Они формируются из одного или нескольких специальных символов.

5. Комментарии. Они представляют собой произвольную последовательность символов (не обязательно из алфавита языка, то есть допускаются и русские буквы), заключенную в фигурные скобки < >. Комментарии не изменяют смысл программы, не влияют на ее выполнение и предназначены для пояснений.

Для отделения лексем друг от друга используются символы пробелов или же лексемы должны быть размещены на различных строках программы.

Cтруктура программ в языке программирования Pascal.

Программа на языке Pascal всегда состоит из двух основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений. Описание данных, которые будут использоваться в программе предшествуют описанию действий, которые будут выполнены с данными. Кроме того, программа может быть снабжена заголовком, который задаст имя программы и ее параметры.

Рассмотрим полную структуру программы на языке Паскаль. В общем случае программа состоит из:

  • Заголовка программы — раздел начинается с ключевого слова program, далее идет название вашей программы.
    Например, program Area; — обратите внимание, что любой оператор языка Паскаль заканчивается точкой с запятой.
    Также распространенной ошибкой является заголовок программы вида: program 1;
    Имя программы — это пользовательский идентификатор, и он не может начинаться с цифры.
  • Блок описаний состоит из множества различных блоков программы, каждый из которых отвечает за определенные аспект программы. Мы будем рассматривать возможные блоки по мере необходимости. На схеме ниже вы можете увидеть все из них.
  • Блок операторов — единственный обязательный блок программы, в нем вы размещайте, те команды которые должны быть выполнены в процессе выполнения программы. Блок операторов начинается с ключевого слова begin и заканчивается end с точкой.

Пример. Программа, вычисляющая сумму двух чисел.

BestProg

Элементарные конструкции языка Паскаль

Содержание
  1. Что включают в себя элементарные конструкции языка Паскаль?
  2. Что образует алфавит языка Паскаль?
  3. Какие основные символы входят в набор языка Паскаль?
  4. Что такое имя? Какие требования ставятся к определению имен в языке Паскаль? Примеры имен.
  5. Какие слова не разрешается использовать в качестве имен в языке Паскаль?
  6. Что называется элементами языка?
  7. Примеры записи целых чисел в десятичной и шестнадцатеричной системах исчисления.
  8. Как представляются символьные значения в языке Паскаль?
1. Что включают в себя элементарные конструкции языка Паскаль?

Ответ: элементарные конструкции языка Паскаль содержат в себе имена, числа и строки.

2. Что образует алфавит языка Паскаль?

Алфавит языка Паскаль образуют основные символы. Основные символы языка это: буквы, цифры и специальные символы.

3. Какие основные символы входят в набор языка Паскаль?

Классический Паскаль включает следующий набор основных символов:

1. 26 латинских строчных (a — z) и 26 латинских прописных букв (A — Z).

2. Символ ‘_’ подчеркивание.

3. 10 цифр от ‘0’ к ‘9’.

4. Знаки операций:

7. Служебные (зарезервированные) слова:

Кроме перечисленных, в набор основных символов входит пробел. Пробел нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов.

4. Что такое имя? Какие требования ставятся к определению имен в языке Паскаль? Примеры имен.

Имя – это последовательность букв и цифр, которая начинается из буквы. В именах может использоваться также символ подчеркивания.

Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими есть первые 63 символы.

Примеры имен в языке Паскаль:

В программе не может быть двух одинаковых имен.

5. Какие слова не разрешается использовать в качестве имен в языке Паскаль?

Ответ. В качестве имен не разрешается использовать служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.

Например: begin , and , label , for , repeat , integer , real , implementation и прочие (см. п. 3).

6. Что называется элементами языка?

Ответ: это константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты и т.п..

7. Примеры записи целых чисел в десятичной и шестнадцатеричной системах исчисления.

Числа в языке Паскаль чаще всего записываются в десятичной системе исчисления.

Однако целые числа можно записывать и в шестнадцатеричной системе исчисления. Для записи числа в шестнадцатеричной системе исчисления перед числом ставится символ ‘ $ ‘ (бакс).

Примеры чисел в десятичной системе исчисления:

Примеры чисел в шестнадцатеричной системе исчисления:

8. Как представляются символьные значения в языке Паскаль?

Отдельная символьная константа – это символ из допустимого набора символов конкретной компьютера.

Символьная константа может записываться в тексте программы двумя способами:

  1. Как один символ, размещенный между апострофами, например:

2. С помощью конструкции вида #K , где K – код соответствующего символа, при этом значение K должно находиться в границах 0..255 . Например, символьную константу ‘ R ‘ можно записать как #82 .

Алфавит языка Pascal

Алфавит языка программирования (ЯП) представляет собой набор неделимых конструкций, которые рассматриваются компилятором как единое целое.

Алфавит языка Паскаль состоит из следующих элементов:

1) английские и русские заглавные и строчные буквы

А, В … Z, a, b …z А,Б,…Я, а,б,…я.

Не делается различия между заглавными и строчными буквами (если только они не являются данными литерного типа и не входят в состав комментария). Буквы используются главным образом для записи идентификаторов (имен различных программных объектов);

2) десятичные арабские цифры 0,1,…9. Они используются для представления числовых данных, для записи меток и в составе идентификаторов;

3) специальные символы:

В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария. Символы (. и .) могут употребляться соответственно вместо символов [ и ].

Они представляют собой знаки арифметических операций, знаки операций сравнения, разделители и т.д.

Особое место в алфавите языка занимают пробелы, к которым относятся любые ASCII-символы в диапазоне кодов от 0 до 32. Эти символы рассматриваются как ограничители идентификаторов, констант, чисел, зарезервированных слов. Несколько следующих друг за другом пробелов считаются одним пробелом (последнее не относится к строковым константам).

К специальным символам относятся и служебные слова, называемые также ключевыми или зарезервированными словами. В качестве этих символов используются подходящие слова из английского языка.

Следующие слова в Турбо-Паскале являются служебными:

and end nil shr

asm file not string

array for object then

begin function of to

case goto or type

const if packed unit

constructor implementation procedure until

destructor in program uses

div inline record var

do interface repeat while

downto label set with

else mod shl xor

У каждого служебного слова имеется вполне определенное предназначение. Одни используются для обозначения некоторых операций, другие – для спецификации свойств программных объектов, третьи – для записи операторов и т.д. Они придают тексту программы более «читабельный» вид, приближая его к тексту, написанному на естественном английском языке. Служебные слова запрещается использовать в качестве идентификаторов.

Стандартные директивы первоначально связаны с некоторыми стандартными объявлениями в программе. К стандартным директивам относятся:

absolute far near

assembler forward private

external interrupt virtual

Как и зарезервированные слова, стандартные директивы в окне редактора Турбо Паскаль выделяются цветом, тем не менее возможно переопределить любую стандартную директиву, т.е. объявить одноименный идентификатор. Стандартные директивы private и virtual действуют только в пределах объявления объектов.

Комментарии. Комментарий служит для пояснения программы или ее частей. Комментарий – это последовательность символов, ограниченная слева парой символов «(*» и справа парой символов «*)». В качестве ограничителей комментария можно также использовать символы «<», «>».

При выполнении программы комментарии игнорируются и не влияют на решение задачи. Их можно вставлять в любое место программы, где допускается пробел.

Идентификаторы.

Идентификаторы в Турбо Паскале – это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими (уникальными в области определения) являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Пробелы и специальные символы не могут входить в идентификатор.

Константы.Константы – это величины, которые не меняют своего значения в процессе выполнения программы. Константы описываются в разделе, начинающемся ключевым словом CONST. Константа может быть числовой или литерной (строкой символов). Раздел констант имеет следующую форму записи:

const имя константы = значение;

Const

В качестве констант могут использоваться целые и вещественные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств и признак неопределенного указателя NIL.

Целые числа записываются со знаком или без знака по обычным правилам и могут иметь значение от -2147483648 до 2147483647.

Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и / или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом e или E, за которым могут следовать знак + или – и десятичный порядок. Символ e (E) означает десятичный порядок и имеет смысл «умножить на 10 в степени». Например:

2.5E5 – 2.5 умножить на 10 в степени 5;

-12E-3 – минус 12 умножить на 10 в степени минус 3.

Логическая константа – это либо слово false либо true (ложь или истина).

Символьная константа – любой символ, заключенный в апострофы. Например:

Строковая константа – любая последовательность символов, заключенная в апострофы. Если в строке надо указать сам символ апострофа, то он удваивается:

‘Это — строка символов’

Конструктор множества – список элементов множества, обрамленных квадратными скобками, например:

Метки. Метки представляют собой числа от 0 до 9999 включительно или идентификаторы. Метки объявляются в программе в разделе, начинающемся ключевым словом label:

Label метка 1, метка 2…;

Label

Метка в программе располагается перед оператором и отделяется от него двоеточием. Например:

Определение типов. В разделе type описывают новые типы, которые создают из стандартных типов:

type имя типа = описание типа;

Mas = array [1..10] of real;

Days = (mon, tues, wed, thurs,, fri, sat, sund);

Переменные. Переменные – это величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная должна быть описана в программе в специальном разделе, начинающемся ключевым словом var:

Var

имя переменной 1, имя переменной 2, …: имя типа;

Читать еще:  Матрица информатика паскаль
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector