ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,
студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,
доцент кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается место финансовой безопасности РФ в системе экономической безопасности страны, рассматривается сущность и содержание финансовой безопасности, её угрозы и факторы, на нее влияющие, анализируются показатели-индикаторы финансовой безопасности, а также мероприятия по укреплению финансовой безопасности РФ.
Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, угрозы, стратегия, факторы, индикаторы, укрепление, контроль.
В современной России имеются различные причины, вследствие которых возникает большинство разнообразных угроз экономической безопасности. Каждая из угроз может представлять собой огромную опасность для государства.
Финансовая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и имеет при этом собственный механизм реализации, отличный от других видов экономической безопасности. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий экономической безопасности [1].
Развитая инфраструктура, мощь и национальная безопасность государства зависят в первую очередь от экономической стабильности и уровня финансовой безопасности государства. Следовательно, тему данной статьи можно признать весьма актуальной в настоящее время.
Под финансовой безопасностью можно понимать текущее состояние финансовой системы государства, благодаря которому обеспечивается эффективная защита экономических интересов населения страны, а также успешное развитие национальной экономики в целом [4].
В целом, финансовую безопасность можно определить как подсистему экономической и национальной безопасности, которая выполняет конкретные функции управления. К функциональному уровню финансовой безопасности относятся: безопасность фондового рынка, бюджетно-налоговой, кредитно-банковской и валютно-денежной систем, внебюджетные фонды (рисунок 1).
Рисунок 1. Функциональный и организационно-обеспечивающий уровни финансовой безопасности в РФ
В системе финансовой безопасности также присутствует организационно-обеспечивающий уровень, который предполагает обеспечение оптимальных условий развития финансовой системы, распределение финансовых потоков и других денежных активов на государственном и региональном уровне, а также меры по снижению угроз финансовой безопасности в целом [2].
Факторы финансовой безопасности, создающие угрозу реализации кредитно-денежных и финансово-экономических потребностей общества, можно поделить на внутренние и внешние. Как понятно из названия, внутренние угрозы образуются в какой-либо отрасли жизнедеятельности, либо в хозяйствующем субъекте напрямую. Чаще всего данный тип угроз образуется из-за неправильно организованной финансово-денежной политики государства, ошибок и недочетов органов бюджетно-налоговой системы, уровня коррупции и иных форм экономических преступлений. Внешние угрозы финансовой безопасности определяются более широким и глобальным спектром интересов общества, к которым можно отнести интернационализацию и глобализацию мировой экономики. Как известно, данные процессы оказывают существенное влияние на круговорот экономических и хозяйственных связей в мире, на экономическую ситуацию, сложившуюся в современном обществе в целом [6].
Экономический анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности проводится ежегодно и очень важен с точки зрения их предотвращения и обоснования. Такой анализ, прежде всего, предполагает использование системы пороговых значений экономических показателей на федеральном и региональном уровне, а также уровне хозяйствующих субъектов (табл. 1) [3, с. 187].
Таблица 1.
Значения индикаторов финансовой безопасности РФ
Назначение индикатора-показателя
Пороговое значение, %
Значение показателя в РФ в 2018 году, %
1. Уровень инфляции, %
2. Коэффициенты монетизации экономики, %
3. Капитализация финансового рынка к ВВП
4. Внешний долг к ВВП, %
К основным показателям-индикаторам следует отнести:
1. Уровень инфляции (10-15%), отклонение показателя которого может привести к кредитной ликвидности.
2. Коэффициенты монетизации экономики (40-50%), низкий уровень которых может стать причиной падения потребительского спроса.
3. Капитализация финансово рынка (100%) – одна из немногих причин формирования финансовых «пирамид» и проведения всевозможных денежных махинаций.
4. Внешний долг к ВВП (20-25%), рост которого усиливает риски и угрозы финансовой безопасности в целом [1].
Данная система индикаторов финансовой безопасности определяет возможности будущих рисков и потерь, а также способствует формированию мер их предупреждения, что дает возможность на повышение уровня стабильности, устойчивости и эффективности уровня экономической безопасности государства в целом [4].
Для поддержания и укрепления финансовой безопасности страны в настоящее время принято разрабатывать стратегию безопасности.
Разработка стратегии экономической безопасности в России в условиях санкций, недостаточного роста ВВП, неэффективного государственного управления и других факторов, угрожающих российской экономике, актуальна в настоящее время.
Ввиду этого, Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
В указе Президент поручил Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации новой стратегии. Кабинету министров поручено оценить состояние экономической безопасности, обеспечить мониторинг ситуации и раз в год докладывать Президенту страны о мерах по ее укреплению. Стратегия экономической безопасности должна корректироваться каждые шесть лет.
Стратегия предусматривает решение и предотвращение кризисных процессов во всех направлениях (производство, наука, финансы), формирование политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Также стратегия помогает решить проблемы и на национальном уровне в услових санкций.
По мнению российских экономистов, исследование и изучение финансовой безопасности России позволяет выявить новые аспекты и методы для совершенствования финансовой безопасности страны.
Изучениями в данном направлении занимался ряд ученых-экономистов.
Так, Л. В. Афанасьева рассматривала структурную декомпозицию бюджетно-налоговой безопасности государства. В своей работе она указала, что именно в этой области недостаточно теоретических и методологических исследований как отечественных, так и зарубежных.
Консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблемам наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник М. Арсентьев рассмотрел вопрос об обеспечении экономической безопасности России органами ФСБ. В своей работе он указал, что именно экономика России сейчас является наиболее слабым звеном с позиции национальной безопас-ности [3].
Для поддержания достаточного уровня финансовой безопасности на современном этапе развития общества в России используются следующие пути улучшения системы финансовой и экономической безопасности: установление ограничений на участие иностранных организаций в капитале российских организаций; хозяйственные ограничения, касающиеся непосредственно отрасли производства, в которой функционирует организация; условия использования элементов деловой политики и другое [5].
Для обеспечения и выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо сформировать, принять и обеспечить выполнение Финансовой доктрины, основной целью которой будет являться создание независимой финансово-банковской системы, поддержка благоприятного уровня инвестиционной активности и обеспечение экономической безопасности государства.
Наше государство имеет уникальные возможности, способные решить все вышеперечисленные задачи и цели, так как имеет огромные национальные богатства для создания и формирования нормативно-правовой базы и инфраструктуры национальной экономики в целом.
Весьма существенную роль в системе обеспечения финансовой безопасности играет финансовый контроль.
Поэтому, чтобы иметь положительные результаты в системе финансовой безопасности, необходимо ужесточить контроль над финансами, в первую очередь со стороны государства [2].
Поскольку существуют в наше время множественные факты финансового мошенничества и финансового терроризма, необходимо ужесточить ответственность в уголовном кодексе за мошенничество, мошенничество в отношении кредитных учреждений, ввести четкое понятие финансового терроризма, увеличить срок исковой давности по привлечению к уголовной ответственно-сти по этим преступлениям. Именно кредитные учреждения составляют одну из основных цепочек финансовой структуры России.
Государству необходимо контролировать и регулировать финансовую систему от случаев финансовых атак со стороны зарубежных стран, захвата криминальными структурами производственных и финансовых институтов внутри страны, их проникновение в различные структуры власти [6].
Для повышения финансовой безопасности России необходим дополнительный комплекс мер, направленных на минимизацию негативных тенденций, снижение финансовых рисков, а также обеспечение мероприятий, направленных на повышение финансовой безопасности в целях устойчивого развития экономики России.
Список литературы:
- Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности / Т.И. Безденежных // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 3 (117). — С. 32-38.
- Жилкина Ю.В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций / Ю.В. Жилкина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2018. — № 3 (50). — С. 33-42.
- Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности / Г.Е. Крохичева // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 107-111.
- Курносова В.В., Чебан М.А., Жулина М.Д. Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России / В.В. Курносова // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 277-280.
- Подколзина И.М., Литвинова Ю.Г. Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России / И.М. Подколзина // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2019. — С. 179-181.
- Субботина Е.П. Финансовая безопасность как форма экономической безопасности в современной России / Е.П. Субботина // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. — 2018. — С. 149-150.
Вопрос 3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития
Финансовая безопасность является частью экономического благосостояния и основой национальной безопасности государства, а также приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических и социальных факторов.
Современной отечественной экономической наукой сформулировано достаточно большое количество определений понятия «финансовая безопасность». Одни ученые определяют финансовую безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне и корпоративных структур на микроуровне, другие — как состояние финансовой системы государства, обеспечивающее функционирование экономики, выраженное опосредованно через систему показателей, характеризующих уровень ее безопасности.
Наиболее удачное определение, по нашему мнению, дано кандидатом экономических наук М. А Скворцовой. Под финансовой безопасностью подразумевается состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической безопасности страны.
Как элемент экономической безопасности страны ее финансовая безопасность имеет сложную структуру, которая включает в себя:
•безопасность корпоративных финансов;
•безопасность сферы страхования;
•финансовую безопасность населения.
Что касается угроз финансовой безопасности России, то, придерживаясь основных подходов теории безопасности, их можно в основном подразделить на внутренние и внешние.
Внутренние угрозы порождаются неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства.
В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. В качестве основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:
•стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией)’,
•постоянное увеличение огромной массы капиталов, подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющие);
•растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
•высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
•многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
. беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которое все больше зависит от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система уже не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны). Происходит их взаимопроникновение и формирование, по мере того как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики своей страны на экономики других стран;
. усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощных стратегий завоевания мирового экономического пространства;
•чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
•глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовойсистемы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.
По мнению ведущих экономистов, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:
•определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иных общностей народов России);
•определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;
•разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности России и их носителей;
•характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);
•установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальную экономическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;
•разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих появление угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
• организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;
•формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
•определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.
В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органами мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по пред-
отвращению возникновения каких-либо финансовых обязательств, не подкрепленных правовыми или этическими нормами). При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызванных финансовых кризисов, механизмы защиты от различных финансовых рисков, несогласующихся со стратегией государственного развития инвестиций, механизмы обеспечения подобающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д.
Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов России принципиально необходим в государственном управлении. При этом в современных условиях следует принять во внимание следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России:
•установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
•отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства);
•меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
•требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
•разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
В заключение подводя краткий итог, необходимо отметить, что процесс обеспечения экономической безопасности государства сложен и многогранен. Достижение необходимого ее уровня невозможно путем решения частных задач, а требует достаточно углубленного, а главное, системного подхода.
В настоящее время в нашем государстве отсутствует высокий уровень защищенности национальной экономики, но при условии изменения взглядов руководства страны на данную проблему, учитывая огромный экономический потенциал России, существующая негативная ситуация может измениться в положительную сторону.
Контрольные вопросы
1.Что такое экономическая безопасность?
2.Назовите объект экономической безопасности государства.
3.Кто является субъектами экономической безопасности государства?
4.Дайте определение категорий «вызов», «опасность», «угроза».
5.Опишите классификацию угроз экономической безопасности государства.
6.Назовите основные критерии экономической безопасности государства.
7.Дайте определение понятия «энергетическая безопасность государства».
8.Назовите основные факторы, характеризующие состояние энергетической безопасности государства.
9.Перечислите принципы обеспечения энергетической безопасности государства.
10.Дайте определение понятия «финансовая безопасность государства».
11.Назовите основные элементы финансовой безопасности государства.
12.Назовите опасности, имеющие международный уровень. Каковы их причины?
13.В чем заключаются геополитические интересы государства?
14.Перечислите геополитические факторы национальной безопасности России.
15.Каково значение и место РФ в СНГ? Чем оно обусловлено?
16.Каково значение и место РФ в мировом сообществе? Чем оно обусловлено?
17.Охарактеризуйте явление глобализации. Как оно влияет на систему международных отношений?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [Л. А. Михайлов и др.] ; под ред. Л. А. Михайлова. — СПб., 2005.
Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. — М., 2005.
Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С.В.Белова. — М., 1999.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени : учеб, пособие / [Ю.Л.Варшамов и др.]. — СПб., 1999.
Безопасность и охрана труда : учеб, пособие / под ред. О. Н. Русака. — СПб., 2001.
Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-справочник / под ред. В. Ф. Пилипенко. — М., 2005.
Введение в демографию / под ред. В.А.Ионцева, А.А.Саградова. — М., 2002.
Власова Л. М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности : учеб, пособие / [Л.М.Власова и др.]. — М., 2004.
Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия / А. В. Возжеников. — М., 2000.
Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них / В.М.Губанов, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин. — М., 2006.
Демографическая модернизация России, 1900 — 2000 / под ред. А.Г.Вишневского. — М., 2006.
Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России / М.И.Дзли-ев, А.Д.Урсул. — М., 2003.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю.Микрюков. — Ростов н/Д., 2006.
Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейникова. — М., 1997.
Партыка Л. Т. Информационная безопасность : учеб, пособие / Л.Т.Партыка, И.И.Иванов. — М., 2005.
Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие / В. К. Сенчагов. — М., 2002.
Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / под ред. В.К.Сенчагова. — М., 2005.
Экономическая и национальная безопасность / под ред. Л. П. Гонча-ренко. — М., 2007.
Ярочкин В. И. Информационная безопасность : учеб, для студ. вузов / В.И.Ярочкин. — М., 2005.
| | следующая лекция ==> | |
Пути, средства и способы ее обеспечения | | | Обеспечение национальной безопасности России |
Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2886 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Сущность финансовой безопасности и её место в системе экономической безопасности организации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 18.01.2020 2020-01-18
Статья просмотрена: 234 раза
Библиографическое описание:
Воробьева М. А. Сущность финансовой безопасности и её место в системе экономической безопасности организации // Молодой ученый. 2020. №3. С. 327-330. URL https://moluch.ru/archive/293/66443/ (дата обращения: 04.04.2020).
Деятельность любого предприятия, даже с самой удачной системой управления, не может быть полностью прогнозируемой, поскольку каждый хозяйствующий субъект работает в условиях неопределенности и динамичности условий хозяйствования.
Одним из главных показателей, свидетельствующих о том, что предприятие экономически безопасно, является стабильная и устойчивая работа его финансовой подсистемы, основной целью функционирования которой является обеспечение всех остальных подсистем финансовыми ресурсами в требуемом объеме с минимальными затратами.
Недостаток или неэффективное распределение финансов может повлечь за собой невыполнение производственного плана, утрату кадровых ресурсов, привести к потере конкурентных преимуществ, если не будут финансово обеспечены меры по стабилизации информационной безопасности и так далее.
Важность обеспечения финансовой безопасности хозяйствующего субъекта так же состоит в том, что финансовые риски напрямую связаны с формированием его прибыли, и в неблагоприятном случае приводят к потерям не только доходов, но и капитала предприятия, что может привести к необратимым последствиям его деятельности, то есть к банкротству.
Основываясь на характеристиках таких понятий, как «национальная безопасность» и «экономическая безопасность», отраженных в Указах Президента РФ представляется возможным дать следующую формулировку понятия «финансовая безопасность хозяйствующего субъекта» [1, 2].
Финансовая безопасность хозяйствующего субъекта — одна из важнейших составляющих его экономической безопасности, характеризующая защищенность финансовых отношений, используемых финансовых активов и иных финансовых ресурсов, осуществляемых предприятием финансовых сделок и операций от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются финансовая устойчивость и независимость, благоприятные условия для удовлетворения законных интересов и потребностей хозяйствующего субъекта.
Таким образом, финансовая безопасность представляет собой такое состояние системы, при котором:
1) имеет место быть финансовое равновесие, устойчивость и платежеспособность предприятия, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
2) отдельные аспекты деятельности предприятия обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами;
3) обеспечивается достаточная финансовая независимость;
4) обеспечивается достаточная гибкость при принятии финансовых решений;
5) обеспечивается защищенность финансовых интересов собственников;
6) существует способность противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб предприятию, нежелательно изменить структуру капитала или принудительно ликвидировать предприятие.
Главная цель финансовой безопасности предприятия — обеспечение его продолжительного и максимально эффективного функционирования сегодня и высокого потенциала развития в будущем.
Из этой цели вытекают функциональные цели финансовой безопасности хозяйствующего субъекта (рис. 1).
Рис. 1. Функциональные цели финансовой безопасности предприятия [3]
Финансовая безопасность должна быть направлена на выявление и пресечение угроз финансовым интересам субъектов финансовых отношений, а также нивелирование последствий таких угроз.
Угроза финансовой безопасности предприятия — это реальная или потенциальная возможность проявления деструктивного воздействия различных факторов на финансовое развитие предприятия, приводящего к определенному экономическому ущербу.
Наиболее применяемая сегодня классификация — разделение угроз на внешние и внутренние.
Внешние угрозы не зависят от деятельности организации, являются сложно контролируемыми и относятся к факторам риска окружающей среды, в которой существует хозяйствующий субъект. Ими могут быть: скупка акций и долговых обязательств нежелательными конкурентами; неразвитость рынков капитала и их структуры; недостаточно развитая система защиты прав инвесторов и исполнения законодательства; неблагополучные макроэкономические условия, нестабильная общеэкономическая ситуация в стране и на уровне регионов; несовершенство механизма формирования экономической политики государства.
Внутренние угрозы связаны, прежде всего, с деятельностью самого хозяйствующего субъекта, поэтому им следует уделять особое внимание. К внутренним угрозам, влияющим на финансовую безопасность организации, относятся: преднамеренные или случайные ошибки менеджмента в части управления финансами хозяйствующего субъекта и стратегическом планировании; недостаточная ликвидность активов предприятия, неплатежеспособность организации, низкие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности; проведение неэффективной ценовой политики; отсутствие планирования деятельности предприятия в аварийных ситуациях.
Все угрозы нуждаются в контроле и ликвидации со стороны хозяйствующего субъекта.
Чтобы эффективно и своевременно идентифицировать угрозы, присущие предприятию, руководству целесообразно проводить постоянный мониторинг и оценку финансовой безопасности организации. На основе информации, полученной в процессе мониторинга, о наличии внешних и внутренних угроз следует разрабатывать систему мероприятий по их нейтрализации, ликвидации последствий угроз, а также выработать меры по предупреждению возможных угроз в будущем, что будет способствовать повышению устойчивости функционирования предприятия в будущем [4].
Особый вклад в разработку методологии оценки финансовой безопасности внесли И. А. Бланк, Г. В. Савицкая, Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова, Т. Б. Кузенко и, конечно, нельзя не упомянуть в этом списке Д. А. Шеремета, как основоположника классического финансового анализа [5].
Обзор литературы по данному вопросу позволил выделить наиболее распространенные методы оценки уровня финансовой безопасности организации (рис. 2).
Рис. 2. Методы оценки финансовой безопасности организации
Выбор одного или другого метода не исключает использования методологического аппарата других, напротив, наиболее качественным будет комплексный анализ с использованием одновременно нескольких методов.
Правильное и грамотное построение работы по проведению анализа деятельности организации и получение определенных результатов в результате оценки ее финансового состояния, показывает объективную картину текущей ситуации, а также помогает выявить все сильные и слабые стороны. Эти данные становятся необходимой базой для принятия дальнейших управленческих решений: изменение деятельности в организации, оптимизация расходов, увеличение доходов за счет дополнительных возможностей предприятия и т. д.
Применение превентивных мероприятий позволяет снизить частоту наступления негативных событий и тяжесть последствий, сократить общие издержки на обеспечение безопасности. Практика показывает, что затраты на предупредительные меры в десятки раз ниже затрат на ликвидацию последствий угроз [6].
Таким образом, защита финансовой безопасности хозяйствующего субъекта от потенциальных угроз, а также способ его защиты будут основаны на результате, полученном в зависимости от применяемой модели оценки угроз финансовой безопасности.
Именно от того, насколько заблаговременно руководство и менеджеры предприятия способны выявить возможные угрозы, избежать их и нейтрализовать ущерб от их воздействия, будет зависеть уровень финансовой безопасности хозяйствующего субъекта.
- Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ»
- Каранина, Е. В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) — Монография. — Киров: ФГБУ ВО «ВятГУ», 2015–239 с
- Кайрова В. М., Бурова А. В. Проблемы экономики, финансов и управления производством./ В. М. Кайрова, А. В. Бурова // Сборник научных трудов вузов России. — 2012.- № 32.- С. 134–142.
- Золотова А. А. Использование методов корпоративного анализа при оценке финансовой безопасности организации./ А. А. Золотова// Наука сегодня: реальность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. — ООО «Маркер».- Вологда, 2018. –С. 100–102.
- Любушин Н. П. Использование ресурсоориентированного экономического анализа в оценке устойчивого развития хозяйствующих субъектов / Н. П. Любушин, А. И. Лылов, Н. Э. Бабичева // Вестник Тамбовского университета. — Тамбов, 2015. — № 2 (142). — С. 32–45.
Финансовая безопасность отрасли
События последних двух лет, связанные с обострением отношений России и Запада, падением цен на энергоносители, замедлением темпов роста мировой экономики, изменением общеэкономической конъюнктуры, поставили перед страной задачу адаптации к складывающимся условиям хозяйствования и защиты национальных интересов в тех сферах, которые в новых реалиях проявили себя как наиболее уязвимые. Вышесказанное во многом предопределило необходимость обновления стратегии национальной безопасности страны.
С подписанием Указа Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. вступила в силу новая Стратегия национальной безопасности РФ, в наибольшей степени, чем предыдущая ее версия, соответствующая сегодняшним условиям. В обновленной стратегии гораздо больше внимания уделяется вопросам экономической безопасности, что в условиях применяемых в отношении России ограничительных мер и упавших цен на нефть вполне очевидно.
Согласно этому документу, в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности перечислены развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отмечены незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [11]. Таким образом, можно констатировать, что значимость существующих проблем в финансовой сфере создает реальные угрозы экономической и национальной безопасности государства.
Целью исследования является определение роли финансовой безопасности в системе обеспечения национальной безопасности государства в целом.
Материалы и методы исследования
Исследование опирается на нормативно-правовые акты РФ, данные официальной статистики, экспертные оценки и труды отечественных экономистов. В работе применяются следующие методы: анализе, синтезе, установление причинно-следственных связей, единства исторического и логического, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Для того, чтобы более корректно определить эти угрозы финансовой сферы экономических отношений, поясним, что понимается под финансовой безопасностью страны, которая является одной из подсистем экономической безопасности (рисунок).
В научной литературе можно встретить множество подходов к толкованию категории «финансовая безопасность». Так, по мнению Г. Вечканова, под финансовой безопасностью можно понимать такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, банковской, валютной систем страны, страхового и фондового рынков, которое устойчиво ко внешним и внутренним угрозам [13].
В финансово-кредитном словаре указывается, что это исследуемое понятие включает комплекс мер, методов и средств по защите финансово-экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, а также финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне [12].
В.К. Сенчагов дефенирует финансовую безопасность как обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере [10].
Финансовая безопасность в структуре национальной безопасности государства
Финансовая безопасность может быть рассмотрена как состояние защищенности финансово-экономических интересов государства и заключается в способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы [3].
Несмотря на многообразие авторских трактовок категории «финансовая безопасность государства», практически во всех указывается, что оно охватывает существующие звенья финансовой системы страны, а само состояние защищенности финансовой сферы обеспечивается с помощью использования финансово-экономического и административного инструментария.
Даже до наступления кризисных явлений в России специалисты отмечали, что изъяны финансовой системы нашего государства являются тормозом для развития экономики. Финансовая сфера экономических отношений по своей природе наиболее чувствительная ко всем изменениям, в сегодняшних условиях ощутив на себе воздействие внешних шоков, и на этот раз проявила свои слабые места, вскрыв таящиеся в себе угрозы всей национальной безопасности страны. Кратко охарактеризуем в отдельности состояние тех структурных блоков финансовой безопасности государства, которые выделены на рисунке.
1. Безопасность бюджетно-налоговой системы
Сырьевая модель российской экономики предопределяет зависимость благосостояния страны от цен на энергоносители. Так, 47 % доходов федерального бюджета в 2015 г. (и почти четверть доходов консолидированного бюджета страны) приходились на нефтегазовые доходы. При этом начиная с 2010 г. они не направлялись на пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а в полном объеме шли на обеспечение расходной части бюджета страны [8]. В условиях отрицательной динамики цен на нефть возникла необходимость отказа от среднесрочного бюджетного планирования и возврат к однолетнему, пересмотра заложенной в бюджет цены на нефть, а также необходимости изыскания 250 млрд руб. на реализацию антикризисного плана в 2016 г., из которых правительство может аккумулировать лишь половину, а оставшаяся часть может быть получена за счет «заморозки» пенсионных накоплений и введения режима секвестра расходов бюджета [2].
Бюджетно-налоговая сфера России характеризуется также тем, что у нас непосильная для бизнеса налоговая нагрузка (50,7 % по оценкам Всемирного Банка, 54,1 % – по итогам исследований консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), 30 % – по мнению аналитиков ФНС России). С данной точки зрения страна уступает другим странам как место для ведения бизнеса и формирует демотивационные стимулы к размещению на ее территории отечественного и иностранного (не спекулятивного) капитала. Все это также способствует увеличению доли теневой экономики. Даже Росстат фиксирует рост неформальной занятости и сокращение числа малых предприятий за 2014–2015 гг. По официальным заявлениям Минфина РФ в 2013 г. теневая экономика (без учета криминального сектора) составила 15–20 % ВВП страны. По мнению специалистов, в России развитию теневой экономики способствует также несовершенство институтов права, конкуренции и защиты собственности [6].
2. Безопасность кредитно-банковской системы
В России низкодиверсифицированная финансовая структура, что говорит об отстающем финансовом развитии. Слабость национальной банковской системы России проявляется также в незначительной роли российских кредитных организаций на мировом рынке (менее 1 % всех банковских активов). Доля финансовых услуг в добавленной стоимости России является низкой (4,9 % в 2013 г., 5,4 % в 2014 г.) в сравнении с большинством развитых стран, отражает ее развивающийся характер. Россия находится в значительно худшей позиции, чем другие динамично развивающиеся страны (в частности БРИКС) в части финансирования развития реальной экономики, демонстрируя тем самым сравнительно худшие условия для финансирования экономического роста [7]. Российская кредитно-банковская система, всегда неспособная обеспечивать реальный сектор экономики «длинными» деньгами, в условиях действовавшего почти 2 года запрета на кредитование крупнейших коммерческих банков на срок свыше 30 дней стала лишена возможности даже рефинансировать свои долги. В результате этого чистый отток капитала из страны достиг в 2014 г. рекордного значения в 151 млрд дол (56 млрд дол в 2015 г.). Масштабный отзыв лицензий за предшествующий год у коммерческих банков, нацеленный, с одной стороны, на поддержание надежности и устойчивости банковской системы, с другой стороны, вызвал опасения вкладчиков и способствовал изъятию депозитов и переливу их из мелких и средних в крупнейшие банки страны.
Таким образом, российская банковская система столкнулась с проблемой дефицита средств для проведения кредитных операций. На фоне сохраняющейся высокой цены денег (ключевая ставка 11 % с 03.08.2015 г. по настоящее время), невозможности заимствования иностранного капитала, возросших опасений отечественных вкладчиков кредитно-банковская система практически лишила российскую экономику привлекаемых средств для развития и текущего финансирования.
3. Безопасность валютно-денежной системы
Относительная стабильность национальной валюты до 2014 г. была обусловлена искусственной закрепленностью курса рубля. После перехода к свободному плаванию волатильность рубля возросла. При упавшей экспортной выручке (из-за снизившихся доходов от продажи сырья) спрос на валюту продолжал расти (в том числе из-за необходимости обслуживания корпоративного внешнего долга и психологического аспекта в поведении резидентов). По мнению ряда исследователей, зависимость российского бизнеса от иностранных кредитов и рост корпоративных внешних заимствований сформировались среди прочего в результате политики органов государственной власти РФ относительно использования Стабилизационного фонда, средства которого не направлялись на развитие отечественной экономики, а размещались в финансовых инструментах иностранных государств [4].
Инфляция в 2014 г. впервые за предшествующие 6 лет даже по официальным данным стала измеряться двузначным числом (11,36 %), в 2015 г. составила 12,9 %. Происходящее на фоне этого снижение реальных доходов населения и доли валового накопления в ВВП (с 24,9 % в 2011 г. до 20,3 % в 2014 г.) также не способствует выходу из затянувшейся рецессии [11]. Имеется тенденция сокращения доли населения, делающего сбережения (только 28 % российских семей регулярно откладывают некоторую сумму) [1].
Помимо прочего, в России по сравнению с развитыми странами велика доля наличных денег в денежной массе (25 % в 2011 г. и 20 % в 2015 г.). Уровень монетизации российской экономики составил в 2015 г. 46 % ВВП, что является недостаточным для ее развития (этот показатель для развитых стран должен быть не менее 60 % ВВП, к примеру, в Китае он близок к 200 %). Недостаточная «финансовая глубина» экономики затрудняет перераспределительные процессы в обществе и не способствует стимулированию накоплений и инвестиций.
4. Безопасность фондового рынка
Этот параметр напрямую связан с волатильностью, которую демонстрируют фондовые рынки, мгновенно реагирующие на изменения, происходящие в обществе и экономике. «Силовая смена власти и крупнейший в новом веке вооруженный конфликт на сопредельной территории, санкции, введенные против России со стороны США и ЕС, снижение цен на нефть, отток капитала, слабые экономические показатели – все это оказало угнетающее воздействие на финансовые рынки. Эмитенты и инвесторы утратили средне- и долгосрочные ориентиры», – такую характеристику российскому фондовому рынку дают эксперты НАУФОР [9].
Таким образом, вышесказанное подтверждает, что в сложившихся условиях всем звеньям финансовой системы страны присущи не только потенциальные, но и реальные угрозы безопасности данной системы. Преодоление возникших угроз финансовой безопасности и приведение финансовой системы страны в приемлемое состояние приобретают на сегодняшний день ключевое значение как для экономики страны, так и для ее национальной безопасности в целом. Несомненно, что повышенные системные и политические риски будут накладывать отпечаток и на финансовую составляющую безопасности государства, однако достижение независимости финансовой системы от внешних структур может способствовать ее стабильности и снизить уровень существующих угроз.