Группы символов образующих алфавит языка паскаль - Мир ПК
Fruitsekta.ru

Мир ПК
51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Группы символов образующих алфавит языка паскаль

Алфавит языка Паскаль

Что такое алфавит языка Паскаль

Формальный язык программирования, также как и любой естественный язык, на котором общаются между собой люди, имеет свой алфавит, из которого строятся ключевые слова и идентификаторы пользователя. Ключевые слова представляют собой стандартные команды языка, а идентификаторы – это имена переменных, констант, пользовательских процедур и функций.

Алфавит языка программирования Паскаль включает в себя латинские строчные и прописные буквы. Язык Паскаль был придуман швейцарским ученым Никлаусом Виртом и представлен широкой публике в 1970 году.

Рис. 1. Портрет Никлауса Вирта.

Использование знаков кириллицы, а также других специальных знаков некоторых языков возможно только в качестве комментариев к тексту программы. И они должны быть отделены от программного кода знаками фигурных скобок или сочетанием символов (* *). Также допустимо использовать символы, не относящиеся к латинскому алфавиту, при организации вывода на экран сообщений для пользователя.

Кроме букв алфавит языка программирования Паскаль содержит арабские цифры от 0 до 9.

Знаки препинания

Знаки препинания, входящие в язык Паскаль:

  • ’ – апостроф используется для оформления текста, выводимого на экран.
  • : – двоеточие применяется для задания формата вывода числа и типа данных.
  • ; – точка с запятой необходима для отделения команд языка друг от друга.
  • () – скобки используются в арифметических выражениях и функциях и процедурах для задания аргумента.
  • <> – фигурные скобки нужны для оформления комментариев.
  • [] – квадратные скобки используются при задании массивов.
  • . – точка обязательно ставится в конце программы.
  • , – запятая используется при перечислении переменных.

Математические символы

Для обозначения арифметических действий используются математические знаки:

Логические операции задаются знаками:

Специальный составной знак присваивание «:=», состоящий из двоеточия и равно, используется для присваивания какому-либо идентификатору определенного значения.

Рис. 2. Логотип интегрированной среды программирования языка Паскаль.

Специальные знаки

Специальные знаки языка программирования Паскаль:

  • Знак денежной единицы «$» – используется для задания чисел в шестнадцатеричном формате.
  • Амперсанд «&» – используется для задания чисел в восьмеричном формате.
  • Процент «%» – применяется для задания чисел в двоичном формате.
  • Коммерческое И «@» – применяется для адресной адресации.
  • Решетка «#» – применяют для работы с символьными данными.
  • Тильда «^» – необходима для работы с указателями.
  • Знак подчеркивания «_» – его можно использовать при написании пользовательских идентификаторов.

Следует строго следовать правилам синтаксиса языка программирования. Например, в конце каждой строки программы нужно ставить знак точки с запятой, а в конце программы –точку. Неверное использование знаков алфавита языка приведет к синтаксической ошибке.

Рис. 3. Фрагмент программы на языке Паскаль.

Что мы узнали?

Набор символов, составляющий алфавит языка программирования Паскаль, включает в себя прописные и строчные латинские буквы, арабские цифры и знаки препинания. А также знаки арифметических и логических операций, специальные знаки.

Группы символов образующих алфавит языка паскаль

Ключевые слова: Алфавит языка Паскаль,

Изучение алфавита языка лучше всего начинать на примере стандартной программы, используемой при изучении любого языка программирования:

Первое, что мы узнаем — какие же буквы, символы, значки можно использовать в программе на Паскале. Ведь алфавит — конечный набор знаков, из которых строятся все конструкции, — является основой любого языка.

Далее перечислены составляющие алфавита языка Паскаль:

  • цифры (обычные десятичные арабские);
  • латинские буквы, прописные и заглавные (будем их в дальнейшем называть маленькими и большими). К буквам еще относится символ «_» (подстрочник или нижнее подчеркивание), так как он используется именно в качестве буквы. Во многих конструкциях языка маленькие и большие буквы не различаются;
  • специальные символы.
Читать еще:  Процедуры языка паскаль

К специальным символам относятся разделители (пробел, разные скобки, знаки препинания, апострофы), знаки арифметических операций, операций сравнения, например:

Есть среди специальных символов и такие, которые при печати на клавиатуре обозначаются двумя значками (парные символы):

В языке они интерпретируются как один символ (писать символы, входящие в пару, надо обязательно подряд, в одной строке без пробела).

Особое место среди специальных символов занимают служебные (зарезервированные) слова. В языке имеется фиксированный небольшой набор (несколько десятков) слов, зарезервированных для определенных целей (для любых других целей их использовать запрещается). Для того чтобы отличить служебные слова от других наборов символов, в учебниках их принято выделять жирным шрифтом или курсивом, писать с большой буквы, на письме — подчеркивать. Служебные слова состоят из букв — символов алфавита, однако мы их выделяем как особые неделимые единицы алфавита языка.

Мы здесь не задаемся целью привести полностью весь набор символов, допустимых в языке, не предъявляем список служебных слов для заучивания — со всеми этими объектами мы познакомимся в процессе изучения материала.

Перечисленные символы входят в стандарт языка и используются для написания его конструкций. Однако для написания подсказок пользователю или некоторых конструкций в процессе работы программы этих символов бывает недостаточно. Для адаптации программы под пользователей разных стран в язык ввели четвертую группу символов, не входящую в стандарт языка. Это символы национального алфавита, они имеют особый статус, их использование ограничено.

В естественном языке из символов алфавита составляются слова, фразы. Так и в Паскале из символов алфавита строятся сложные конструкции: имена, константы, операторы и, в конце концов, целая программа.

Вернемся к нашей программе, посмотрим, какие элементы алфавита мы в ней использовали.

Слова Program, Begin, End относятся к служебным. Как видим, служебные слова «заимствованы» из английского языка, так что выучить их будет несложно. Большие и маленькие буквы в служебных словах Паскаль не различает.

В нашей программе использовано много разделителей, а вот никаких знаков операций нет. Во второй строке мы видим текст на русском языке. Это — комментарий, пояснение к программе. Комментарий представляет собой один из особых случаев, где можно использовать символы национального алфавита.

Также в нашей программе использованы имена и константы.

Константы. С точки зрения языка константы определяют изображения значений, запись которых подчиняется определенным правилам. Константы могут быть числовые, логические, символьные и строковые (об этом мы, естественно, поговорим подробнее позже).

В нашей программе присутствует одна константа-строка:

Текст, составляющий содержимое константы-строки, заключен в символы-апострофы. В строковой константе (внутри апострофов) также можно использовать символы национального алфавита (и вообще любые символы, которые есть на клавиатуре). При этом большие и маленькие буквы различаются. Так, константы ‘TIGR’, ‘tigr’ и ‘Tigr’ — различные.

Имена. Объекты программы (переменные, функции, процедуры) должны иметь имена (идентификаторы). Иногда эти имена определены заранее, они называются стандартными (например, существует функция sin ). В отличие от служебных слов назначение стандартного идентификатора может быть переопределено программистом (но делать это без особых причин во избежание путаницы не следует). Большинство же имен в своей программе придумывает программист.

В нашей программе именем является слово FIRST , мы его придумали, оно не определено языком. Writeln — тоже имя, но оно стандартное.

Читать еще:  Матрица информатика паскаль

Имена (часто их называют идентификаторы) могут состоять из букв и цифр, начинаться должны с буквы, причем под буквами мы здесь подразумеваем только латинские буквы и значок «_». Большие и маленькие буквы в именах язык не различает. Длина имени, вообще говоря, не ограничивается (хотя понятно, что превышать длину строки она никак не может), но различаются идентификаторы по некоторому количеству первых символов (в большинстве версий — 63). Например, имена

A, A234, X45G, Dlina, Summa_Otr, Cos3 — правильные;

234A, СТОЛ, Summa-otr, cos(3) — неправильные;

KROKODIL, krokodil, Krokodil, KrokoDil — одинаковые.

Конспект урока по информатике «Алфавит языка Паскаль».

Алфавит языка ПАСКАЛЬ

Дата добавления: 2015-07-23 ; просмотров: 5260 ; Нарушение авторских прав

Основы программирования

Турбо Паскаль

Основы понятия

Алгоритм – это строго детерминированная (определённая, обусловленная) последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд.

Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя,

(на «понятном» компьютеру языке программирования).

Назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.

Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

Язык программирования образуют 3 составляющие: алфавит, синтаксис, семантика.

1. Алфавит – это фиксированный для данного языка набор основных символов.

2. Синтаксис – это система правил, определяющие допустимые конструкции из букв алфавита.

3. Семантика – это система правил истолкования отдельных языковых конструкций.

Популярные языки программирования Паскаль, Бейсик, Си, Фортран.

Алфавит языка ПАСКАЛЬ

Алфавит языка ПАСКАЛЬ состоит из букв, цифр и спец символов.

1) буквы: латинские буквы, русские буквы используются в комментариях <нахождение гипотенузы>или в текстовых константах (‘введите х’).

2) цифры: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

3) Спец символы:

a)Знаки арифметических операций +, -, *, /.

b)Знаки логических операций >, =, .

c)Разделители ; , : . () [ ] < >’ ^

d)Служебные слова – зарезервированные слова, которым системой программирования предписан определённый смысл (операторы, процедуры).

AndИForДляProgramПрограмма
ArrayМассивFunctionфункцияRepeatПовторяй
BeginНачалоGotoПереходStringСтрока
CaseВ случаеIfЕслиThenТогда
ConstКонстантаInИнToДо
DivЦелочис.диленLabelМеткаTypeТип
DoделайModОстат от деленUntilДо тех пор
DowntoВ обрат. порядNotОтрицаниеVarраздел описан
ElseИначеOfТипаwhileпока
endокончаниеOrилиXorотрицание
FileФайлProcedureПроцедураи др.

Для создания и использования на компьютере программы, написанной на языке программирования, используют систему программирования.

Система программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определённом языке программирования.

Популярные системы программирования: Турбо Паскаль, Q Basic, СИ ++ , Delphi.

Компьютер – исполнитель, работает с определёнными данными, по определённой системе команд.

Любые данные (константы, переменные, значения функций) характеризуются своими типами.

Существуют три основных типа данных:

1. числовой – целочисленный, вещественный.

2. символьный – строковый и литерный.

Тип данных определяет:

1. формат представления данных в памяти компьютера.

2. множество допустимых значений, которые может принимать принадлежащая к выбранному типу переменная или константа.

3. множество допустимых операций, применяемых к этому типу.

Поэтому необходимо «чтобы компьютер понимал» переменные, какого типа используются в программе.

Для этого необходимо объявление типа переменных используемых в программе иначе «Паскаль» откажется выполнять программу, выведет на экран монитора ошибку в случае обнаружения не описанной переменной.

Читать еще:  Паскаль тип стринг

Pascal. Операции и алфавит языка

Алфавит языка

Код программы на Pascal представляет собой некоторое количество строк, а они в свою очередь состоят из символов. Совокупность последних и следует называть алфавитом языка. В него входят:

  • Двадцать шесть прописных и строчных латинских букв;
  • Арабские цифры: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Арифметические знаки: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление);
  • Знаки отношений: = (равенство), (больше), = (больше или равно), <> (не равно);
  • Ограничители: . , ‘ ( ) [ ] (. .) < >(* *) .. : ; ;
  • Пробел и подчеркивание;
  • Символ присвоить: := ;
  • Спецификаторы: ^ # $ ;
  • ASCII коды от 0 до 31 (управляющие символы);
  • Служебные слова:
Определение в языкеЗначениеОпределение в языкеЗначение
AbsoluteАбсолютныйlabelМетка
andЛогическое ИlibraryБиблиотека
asmАссемблерmodОстаток от деления
beginНачалоnilОтсутствие
caseВариантnotЛогическое НЕ
constКонстантаorЛогическое ИЛИ
constructorКонструкторofИз
divДеление нацелоobjectОбъект
doВыполнятьpackedУпакованный
downtoУменьшить доprocedureПроцедура
destructorДеструкторprogramПрограмма
elseИначеrecordЗапись
endКонецrepeatПовторять
exportsЭкспортsetМножество
externalВнешнийshlСдвиг влево
fileФайлshrСдвиг вправо
forДляstringСтрока
ForwardОпережающийthenТо
FunctionФункцияtoУвеличивая
gotoПереход наtypeТип
ifЕслиunitМодуль
ImplementationРеализацияuntilДо
inВ (входит в …)usesИспользовать
inlineОсновнойvarПеременная
InterruptПрерываниеwhileПока
InterfaceИнтерфейсwithС
inheritedНаследованиеxorИсключающее ИЛИ

Идентификаторы

Идентификаторы – это имена переменных, типов, констант, функций и процедур. К ним можно отнести следующие требования и свойства:

  • Идентификатор может содержать строчные и прописные латинские буквы, символ подчеркивания и арабские цифры;
  • Первый символ идентификатора обязательно должен быть латинской буквой;
  • В средине не должно быть пробелов;
  • Буквы не чувствительны к регистру;
  • Длина идентификатора не ограничена, но перенос его части на новую строку не предусмотрен;
  • Идентификатора не должен совпадать с зарезервированным словом.

Стоить отметить, что хотя называть переменные, константы и т. д. именами логически связанными с их назначением не обязательно, но все же это делать желательно. Ваш код может просматривать кто-то другой, да и вы сами можете делать это спустя какое-то время, и будет полезно, например переменную, отвечающую за год, именовать year.

Арифметические операции

Кроме тех арифметических операций, описанных ранее, Pascal имеет еще два: DIV и MOD. Весь список будет выглядеть так:

  • сложение (+);
  • вычитание ();
  • умножение (*);
  • деление (/);
  • деление нацело, с отбрасыванием остатка (DIV);
  • нахождение остатка от деления (MOD);

Первые четыре операции ни чем не отличаются от тех, что мы изучали в школе. А DIV и MOD будут работать, например следующим образом:

9 DIV 4 = 2 9 MOD 2 = 1

Деление и умножение имеют наибольший приоритет, следовательно, выполняются перед операциями сложения и вычитания.

Кроме операций арифметики и отношений в данном ЯП есть логические операции:

отрицание (NOT), логическое сложение (OR), логическое умножение (AND).

Список приоритетов, (от высшего к низшему) рассмотренных операций, имеет следующий вид:

  1. Унарные операторы (not, унарный минус, взятие адреса @);
  2. Операторы умножения (* , /, DIV, MOD , AND);
  3. Операторы сложения (+, -, or, xor);
  4. Операторы сравнения (=, <>, >, =,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector