Fruitsekta.ru

Мир ПК
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Служебные зарезервированные слова паскаль

§ 4.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

  • язык программирования
  • программа
  • алфавит
  • служебные слова
  • типы данных
  • структура программы
  • оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т.д.). Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия. 1

    1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10—11 классах.

4.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

  • латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
  • латинские строчные буквы (а, Ь, с, х, у, z);
  • арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
  • специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

    := (знак операции присваивания);
    >= и );
    (* и *) (начало и конец комментария).

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В табл. 4.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.

Таблица 4.1
Служебные слова языка Паскаль

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

4.1.2. Типы данных, используемых в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных:

1

    1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

4.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

  1. заголовок программы;
  2. блок описания используемых данных;
  3. блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их тип.

    2 В 9 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив рассмотрение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

4.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 4.1 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении oпeратора Ь:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 4.1).

Рис. 4.1.
Процесс выполнения оператора присваивания

Самое главное

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

  • заголовок программы;
  • описание используемых данных;
  • описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Основные понятия и операторы языка Паскаль

Сайт:Электронные курсы ТПУ
Курс:Информационные технологии 3
Книга:Основные понятия и операторы языка Паскаль
Напечатано::Гость
Дата:Суббота, 4 Апрель 2020, 05:32

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».

Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.

Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.

К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.

В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ТУРБО ПАСКАЛЬ

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе ее решения на ПК необходимо: ввести данные, указать способ их обработки, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому нужно знать следующее:

  • Как ввести информацию в память (ввод).
  • Как хранить информацию в памяти (данные).
  • Как указать правильные команды для обработки данных (операции).
  • Как передать данные из программы пользователю (вывод).
Читать еще:  Бинарное дерево паскаль реализация

Необходимо также уметь упорядочивать команды так, чтобы:

  • некоторые из них выполнялись только в случае, если соблюдается некоторое условие или ряд условий (условное выполнение);
  • другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);
  • третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно выполнены в разных местах программы (подпрограммы).

Таким образом, нужно уметь использовать семь основных элементов программирования – ввод, данные, операции, вывод, условное выполнение, циклы и подпрограммы – и на их основе строить программы.

Этот список не является полным, однако, он содержит те элементы, которые присущи обычно всем программам. Многие языки программирования имеют еще и дополнительные средства, в том числе и Паскаль.

Основные файлы пакета Турбо Паскаль:

  • Turbo.exe – интегрированная среда программирования;
  • Turbo.hlp – файл, содержащий данные для оперативной подсказки;
  • Turbo.tp – файл конфигурационной системы;
  • Turbo.tpl – библиотека стандартных модулей Турбо Паскаля.

Для работы в графическом режиме необходимы Graph.tru – модуль с графическими процедурами и функциями Турбо Паскаля, несколько файлов с расширением *.BGI – драйверы различных типов видеосистем ПК, несколько файлов с расширением *.CHR, содержащих векторные шрифты.

После загрузки системы экран разделен на три части: основное (или рабочее) окно, главное меню и строка, в которой указывается назначение основных функциональных клавиш. Переход из основного окна в главное меню и обратно осуществляется посредством клавиши F10.

В рабочем окне осуществляется набор текста программы, запуск же происходит следующим образом: выход в меню, выбор пункта Run – Run.

Для того чтобы сохранить программу, необходимо: выйти в меню, выбрать File – Save (Save as …), в появившемся окне ввести имя файла и нажать клавишу Enter.

Выход из системы программирования: выход в меню, пункт File – Exit.

1.1. Алфавит и словарь языка Паскаль

Язык – совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования языковых единиц. Основой любого языка является алфавит (набор знаков, состоящий из букв, десятичных и шестнадцатеричных цифр, специальных символов).

Алфавит Паскаля составляют:

  • прописные и строчные буквы латинского алфавита:

A, B, C…Y, Z, a, b, c…y, z;

  • десятичные цифры: 0, 1, 2…9;
  • специальные символы:

Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями. Ими могут быть пробел, комментарий или символ конца строки. Словарь Паскаля можно разделить на три группы слов: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова (см. табл. 1.1) имеют фиксированное написание и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом, и их нельзя использовать в качестве имен для обозначения величин.

Идентификатор – имя (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов). Для обозначения определенных разработчиками языка функций, констант и т. д. служат стандартные идентификаторы, например, Sqr, Sqrt и т. д. В этом примере Sqr вызывает функцию, которая возводит в квадрат данное число, а Sqrt – корень квадратный из заданного числа. Пользователь может переопределить любой стандартный идентификатор, но чаще всего это приводит к ошибкам, поэтому на практике их используют без изменения. Идентификаторы пользователя – это те имена, которые дает сам программист. При записи программ нужно соблюдать общие правила написания идентификаторов:

  • Идентификатор начинается только с буквы (исключение составляют специальные идентификаторы меток).
  • Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания.
  • Максимальная длина – 127 символов.
  • При написании идентификаторов можно использовать прописные и строчные буквы.
  • Между двумя идентификаторами должен стоять хотя бы один пробел.

Некоторые зарезервированные слова версии Турбо Паскаль.

Остаток от деления

До тех пор, пока не выполнится

Группа слов, имеющая смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание действия, которое необходимо выполнить, то оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных, называется описанием.

1.1.1. Величины в Паскале

Решение задач на ПК – это процесс сбора, обработки и передачи информации. Поэтому задача любой программы состоит в обработке данных. В Паскале данные делятся на константы и переменные. Они определяются идентификаторами (именами).

Константами называются такие данные, которые не изменяются в процессе выполнения программы в отличие от переменных, которые могут менять свои значения. Имя переменной подобно ящичку, который можно заполнить различными значениями, что нельзя сделать с константой. Переменная характеризуется именем, типом (см. 1.2) и значением.

Кроме констант и переменных, существуют так называемые типизированные константы, которые являются как бы промежуточным звеном между переменными и константами (в данном пособии не рассматриваются. Рекомендуется дополнительная литература, например, [3]).

1.1.2. Структура программы

В программе программист записывает последовательность действий, выполняемых над определенными данными с помощью различных операций для реализации заданной цели. Основные требования, предъявляемые к программе:

  • точность полученного результата;
  • время выполнения;
  • объем требуемой памяти.

Максимальный размер программы ограничен. Компилятор позволяет обрабатывать программы, в которых объем данных и генерируемый машинный код не превышают 64 Кбайт каждый. Если объем программы требует большего количества памяти, то необходимо использовать дополнительные средства.

  1. Заголовок, состоящий из зарезервированного слова program и имени программы. Заголовок несет смысловую нагрузку и может отсутствовать, однако рекомендуется всегда его записывать для быстрого распознавания нужной программы.
  2. Раздел описаний, в котором должны быть описаны все идентификаторы, встречающиеся в программе. Он представляет собой:
  • список имен подключаемых библиотечных модулей (определяется зарезервированным словом uses);
  • описание меток (label);
  • описание констант (const);
  • определение типов данных (type);
  • описание переменных (var);
  • описание процедур и функций.

Раздел описания начинается соответствующим каждому элементу списка служебным словом (табл. 1), после которого идет последовательность величин одного типа, разделенных запятой. После списка имен ставится двоеточие и указывается тип данных (см. 1.2).

Любой элемент данного списка в программе может отсутствовать.

Данный раздел начинается со служебного слова Begin и заканчивается служебным словом End. В нём задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний. Операторы, посредством которых эти действия производятся, разделяются точкой с запятой. После последнего слова End ставится точка.

Для лучшего восприятия текста программы и поиска ошибок рекомендуется следующая схема:

  • зарезервированные слова program, procedure, function и т. д. пишутся строчными буквами;
  • идентификаторы начинаются с прописных букв;
  • операторы записываются строчными буквами;
  • логически подчиненные структуры записываются на 1 строку ниже и на 1–2 позиции правее по отношению к более старшим.

1.2. Типы данных

При решении задач выполняется обработка информации различного свойства, например: дробные и целые числа, слова, строки и т. д. Для описания множества допустимых значений величины и совокупности операций, в которых участвует данная величина, используется указание ее типа данных. Тип данных – это множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых операций. Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные (простые) и структурированные (составные). Простые типы данных также делятся на стандартные и пользовательские. Стандартные – предлагаются разработчиками Турбо Паскаля, а пользовательские разрабатывают сами программисты.

Представим типы данных в виде схемы:

  1. Простые типы:
  • порядковые;
  • целые;
  • логический;
  • символьный;
  • перечисляемый;
  • интервальный;
  • вещественные;
  • ссылочный.
  1. Структурированные типы:
  • строковый;
  • регулярный;
  • комбинированный;
  • множественный;
  • файловый.
  1. Процедурные типы.

В данном учебном пособии будут рассмотрены лишь основные типы данных, используемые наиболее часто. С другими интересующими типами данных можно познакомиться в специальной литературе (например, [3]). Рассмотрим пока лишь простые типы данных, структурированные типы требуют отдельного, более тщательного рассмотрения.

Раздел 2. Введение в Паскаль

Как уже рассматривалось в теме 1, алгоритм — это формальное описание способа решения задачи путем разбиения ее на конечную по времени последовательность действий (элементарных операций). Под словом «формальное» подразумевается, что описание должно быть абсолютно полным и учитывать все возможные ситуации, которые могут встретиться по ходу решения. Под элементарной операцией понимается действие, которое по заранее определенным критериям (например, очевидности) не имеет смысла детализировать.
Основная идея алгоритмического (модульного, линейного) программирования — разбиение программы на последовательность модулей, каждый из которых выполняет одно или несколько действий. Единственное требование к модулю — чтобы его выполнение всегда начи­налось с первой команды и всегда заканчивалось на самой последней, то есть, чтобы нельзя было попасть на команды модуля извне и передать управление из модуля на другие команды в обход заключительной. Алгоритм на выбранном языке программирования записывается с помощью специальных команд — операторов:
описания данных,
вычисления значений и
управления последовательностью выполнения программы.
Совокупность таких операторов и других элементов языка, расположенных в строго определенном порядке и записанных в обычный текстовый файл на языке программирования, будет являться исходным текстом программы, которая становится собственно программой для ЭВМ после своей трансляции.

Читать еще:  Процедуры языка паскаль

Тема 3. Основные элементы алгоритмического языка и структура исходной программы

Основные элементы языка Паскаль

Любой естественный язык строится из элементарных составляющих — букв, образующих алфавит языка. Буквы используются для построения слов, слова складываются в предложения, а предложения. . Всякий язык программиро­вания организован примерно так же. Имеется алфавит языка, то есть набор символов, которые можно использовать в программе. Существуют зарезерви­рованные слова, имеющие вполне определенный смысл и определенное назна­чение. Их нельзя изменять: любая неточность в написании таких слов является серьезной ошибкой. В отличие от естественных языков человеческого обще­ния, в языках программирования можно вводить свои собственные слова и придавать этим словам свой собственный смысл. Небольшую программу мож­но уподобить письму или маленькому рассказу. Большой проект — это роман. Как и обычное письмо, программа может быть написана хорошим или плохим «слогом» (стилем), и чем лучше стиль, тем понятнее программа, тем меньше вероятность появления в ней ошибок.
В частности, язык Турбо Паскаль состоит приблизительно из 80 зарезервированных слов и специальных символов. Алфавит языка составляют буквы латинского алфавита, цифры, а также специальные символы, такие, например, как +, •, -. Специ­альными символами языка являются и некоторые парные символы. Как уже отмечалось, зарезервированные слова в языке Паскаль могут применяться только по своему прямому назначению, то есть в качестве имен операторов, названий операций и т. д. (см. табл. 2.1) [9].
Таблица 2.1.
Зарезервированные слова языка Паскаль

absolute
begin
constructor
do
external
function
in
label
not
packed
public
shl
to
uses
with

and
break
continue
down to
far
goto
inline
mod
object
private
record
shr
type
uar
xor

array
case
destructor
else
file
if
interface
near
of
procedure
repeat
string
unit
virtual

assembler
const
div
end
for
implementation
interrupt
nil
or
program
set
then
until
while

В дальнейшем мы разберем применение приведенных и данной таблице заре­зервированных слов, а сейчас лишь кратко поясним смысл некоторых из них, наиболее часто используемых в программах на Паскале. Заголовки, то есть первые операторы программ и библиотечных модулей — это program и unit. Для описания переменных, констант и составных частей программы — подпрог­рамм-процедур и подпрограмм-функций — используются зарезервированные слова var, const, procedure, function. Операторы описания типов переменных, задаваемых пользователем, — это type, array, string, record. end, file of. . Слова, используемые для программирования составных операторов, а также начинающие и оканчивающие последовательность исполняемых операторов про­граммы, — begin и end. Операторами, управляющими ходом выполнения про­граммы (они так и называются — управляющие операторы), являются if . then . else, for . to . do, repeat . until, case . of . end, for . downto . do, while . do. В биб­лиотечных модулях используются зарезервированные слова implementation, interface. Зарезервированные слова для обозначения арифметических и логичес­ких операций — div, mod, shl, shr, and, or, not и некоторые другие. В программах, написанных с использованием методов объектно-ориентированного программи­рования, применяются зарезервированные слова object, constructor, destructor, public и virtual.
Как уже было отмечено, кроме зарезервированных слов в программах на языке Паскаль используются как отдельные специальные символы, так и пары символов, которые имеют специальное значение. Перечень таких символов приве­ден в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Одиночные и двойные специальные символы языка Паскаль

Значение

Присваивание переменной (слева) значения выражения (справа)

Служебные слова языка Паскаль

Дата добавления: 2014-11-27 ; просмотров: 17311 ; Нарушение авторских прав

Cимволы
AND – логическое умножение («и») ARRAY — массив BEGIN – начало блока CONST — константа DIV – деление над целым DO — выполнять DOWNTO –уменьшить до ELSE — иначе END — конец FILE — файл FOR — для ASM- ассемблер ABSALUTE – абсолютный FORWARD –опережающий IMPLEMENTATION – реализация UNIT – модуль USES — использоватьFUNCTION ключевое слово фун-и GO TO – переход на IF — если IN — в LABEL — метка MOD – остаток от деления NIL — отсутствие NOT – инверсия, логическое «не» OF – из OR – логическое сложение «или» PACKED — упакованный PROCEDURE – процедура INLINE – основной CIBRARY – библиотека STRING — строкаPROGRAM- программа RECORD — запись REPEAT — повторять SET — множество THEN – тут, то TO — на TYPE — тип UNTIL — до VAR — переменная WHILE — пока WITH – использовать с чем-то CASE – варивнт CONSTRUCTOR –конструктор EXPORTS – экспорт OBJECT – объект SHL – сдвиг в лево SHR – сдвиг в право

Тип данных:

Тип – данные, которые с одной стороны задают границы измененных данных, а с другой множество операций над ними.

Операторы типов данных:

Простые – операторы несодержат в себе других операторов(goto, write, read, пустой оператор, оператор присваивания).

Структурные – конструкция построена из других операторов, по строго определенным правилам (for, begin . . . end, case).

Идентификатор— имя переменной или функции. Служит для обозначения различных объектов и конструкций программы (меток, констант, переменных, процедур).

Выполнение оператора присваивания заключается в вычислении выражения, стоящего в правой части, и присваивании значения этого выражения левой части оператора.

Выражение — строится из операндов (констант, переменных, функций), знаков операций и круглых скобок. Для вычисления числового значения используются – арифметические выражения (+, — , * , / ).

В арифметическом выражении допустимо присутствие данных вещественного и целого типа. Но не рекомендуется в одном выражении использовать данные различных типов, это приводит к дополнительным затратам машинного времени на преобразование типов и возможны потери в точности. Если один из операндов операций сложения, вычитания или умножение вещественный, а второй целый, то последний перед выполнением операции автоматически преобразуется к вещественному типу и результат будет вещественным числом.

А, Х или У — операторы

Х У — операнд

Правила выполнения операндов:

· Операнд между 2 – х операций с различными приоритетами, связывается с операциями высокого приоритета.

· Операнд между 2- х операций с одинаковыми приоритетами, связывается с операцией стоящей слева от нее.

· Выражение в круглых скобках, перед вычислением вычисляется, как отдельный операнд.

· Операции равного приоритета выполняются слева на права.

Программа – состоит из заголовка, блока и заканчивается точкой.

В заголовке программы после служебного слова Program указывается имя программы, не имеющее смысла внутри программы и обозначающее всю программу в целом. После имени программы в круглых скобках следует список файлов – наборов данных, размещенных на внешних устройствах ЭВМ, с которыми взаимодействует программа Program – служебное слово,

Summa – имя программы.

Имя должно состоять из букв и цифр, но первым символом может быть только буква. Длина имени во многих реализациях языка не ограничивается, однако рекомендуется, чтобы она не превышала 6 – 8 символов.

А такие имена, наоборот ошибочны:

· 4АВС – начинается с цифры;

· Y.22 – содержит недопустимый символ — точку;

· A+B – содержит недопустимый символ – знак «+»;

· РАЗМЕР _ ПАЛЬТО – пробелы в имени недопустимы.

Блок – содержит раздел описаний и раздел операторов.

Раздел операторов – представляет собой составной оператор, включающий в себя последовательность исполняемых операторов, разделенных точкой с запятой служебными словами BEGIN, END. Порядок описания: LABEL, CONST, TYPE, VAR.

Общая структура программы

Program (имя – файла>,… ); // название программы

= ; // раздел типов БЛОК

Function ; // раздел процедур

ABS(X)Вычисляет модуль аргумента Х; тип Х должен быть вещественным или целым; тип результата совпадает с типом аргумента
SQR (X)Вычисляет Х во второй степени; тип Х должен быть вещественным или целым; тип результата совпадает с типом аргумента
SIN(X) COS(X) ARCTAN (X)Вычисляются тригонометрические и обратная тригонометрическая функции аргумента Х (Х – в радианах); тип Х должен быть вещественным или целым; результат имеет вещественный тип
EXP (X)Возведение числа е=2,71828 в степень Х, вычисление е в степени Х; тип Х должен быть вещественным или целым; результат имеет вещественный тип
LN (X)Вычисляется натуральный логарифм аргумента Х (Х>0); тип Х должен быть вещественным или целым; результат имеет вещественный тип
SQRT (X)Извлечение корня второй степени из аргумента Х (Х>0) Х должен быть вещественным или целым; результат имеет вещественный тип
EXP10(X) LOG (X)Данные функции присутствуют во многих реализациях языка и аналогичны функциям EXP и LN,но по основанию 10

1. Для запуска системы программирования следует перейти в каталог C:PPbingo32fp.exe

2. Переход из главного окна в рабочее и наоборот осуществляется при помощи нажатия клавиши F10.

3. Создайте программу вычисления суммы двух целых чисел:

Компьютер запрашивает у человека значение первого целого числа, считыва­ет его и записывает в память под именем А, затем запрашивает значение вто­рого целого числа, считывает его и записывает в память под именем В. После этого компьютер выполняет сложение чисел А и В, записывает результат в память под именем Summa, выводит на экран сообщение «Сумма чисел =» и печатает значение величины Summa.

Запись данного алгоритма на Pascal может быть представлена в виде следую­щей программы:

Write (‘Введите значение целого числа А >’);

Write (‘Введите значение целого числа В >’);

Write (‘Сумма чисел ‘,А,’ и ‘,В,’ = ‘, Summa); <Вывод ответа>
end.

Просмотрите текст программы, обращая внимание на ее структуру.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. В данной программе использованы следующие зарезервированные слова языка Pascal (слова, за которыми закреплено строго определенное значение):

• program — заголовок программы (определяет ее название и список параметров).
Заголовок является декоративным и не оказывает влияния на саму программу;

• var — начало объявления переменных (связывает идентификатор — имя пере­менной и ее тип с местом в памяти, где хранится ее значение);

• integer — указание, что переменные А, В, Summa — целые числа, т. е. они могут
принимать целочисленные значения, такие как 2, 3,0, 287, 21, 0, 32, 287 и дру­гие, в интервале [-32768, 32767];

• begin — начало тела программы;

• end — конец тела программы;

• Write(‘Текст’) — инструкция компьютеру о выводе на экран сообщения ‘Текст’ (об­ратите внимание на то, что текст справа и слева ограничен символом ‘ — апостроф);

• Readln(A) — инструкция компьютеру о считывании значения переменной А с кла­виатуры.

2. Для вычисления суммы чисел А и В в программе использована запись инструкции выполнения вычислений присваивания суммы чисел А и В переменной Summa (при­сваивание записывается как «:=»):

3. Каждая строка программы завершается знаком « ; », в конце программы ставится «.».
Пояснения к программе, не влияющие на ее выполнение, записываются в фигурных
скобках <комментарий>или в круглых скобках со звездочкой (* пояснение *).

· Выходим в главное меню (нажатием F10) и выбираем Run, дважды нажимаем .

Выход из системы программирования:

· В главном меню находим File и выбираем режим , либо комбинацию .

1. Измените программу для нахождения суммы четырех чисел, произведения чисел, разности двух чисел.

2. Найти значение выражения: (a+(d-12)*3)*(c-5*k), где значения переменных a, d, c и k вводятся с клавиатуры.

3. Написать программу вывода на экран чисел в виде:

4. Создайте программу для вычисления длин высот треугольника, у которого длины сторон равны А, В, С.

5. Создайте программу для вычисления величины работы, совершенной при равномерном подъеме груза массой М кг на высоту H м. Ускорение свободного падения опишите как константу G=9,8 м/c 2 .

6. Создайте пограмму для вычисления давления столба жидкости плотностью R и высотой Н на дно сосуда.

7. Создайте программу для вычисления силы давления, действующей на
пол со стороны стола массой М, если суммарная площадь опоры ножек
стола равна 100 см 2 .

8. Создайте программу для вычисления выталкивающей силы, действующей
на тело объемом V, наполовину погруженное в жидкость плотностью R.

9. Создайте программу для вычисления количества теплоты, полученного
при сгорании М г керосина, если его теплота сгорания равна q.

10. Создайте программу для вычисления количества теплоты, затраченного
на нагревание тела плотностью R, объемом V на Т градусов Цельсия, если
его удельная теплоемкость равна С.

11. Создайте программу для вычисления величины силы тока на участке
электрической цепи сопротивлением R Ом при напряжении U В.

12. Создайте программу для вычисления напряжения на каждом из последовательно соединенных участков электрической цепи сопротивлением R1, R2, R3 Ом, если сила тока при напряжении U В составляет I А.

13. Создайте программу для вычисления значения силы тока I на участке,
состоящем из двух параллельно соединенных резисторов сопротивлением
R1 и R2, если напряжение на концах этого участка равно U.

14. Создайте программу, определяющую плотность тела, объем которого равен V, а масса — М.

15. Создайте программу, определяющую количество теплоты Q, требуемое
для нагревания V л жидкости, взятой при температуре Т1, до температуры
кипения Т2, если известна удельная теплоемкость жидкости q.

1. В каких случаях следует использовать переменные:

1) если в программе используется какое-либо число;

2) если в вычислениях какой-либо операнд постоянно меняет свое значение;

3) если операнд в выражении хотя бы один раз меняет значение.

2. Какие заголовки программ правильны:

1) program Zarplata;

2) program Сумма;

3) program Summa Nalogov;

4) программа Teach_Kurs;

5) program 12Kurs2;

6) program Summa_Elementov?

3. Какая структура программы правильна:

1) program MyProgram;

2) program MyFirst;

4. Какой из перечисленных разделов обязателен в программе:

4) раздел begin .. end.?

5. Какие из комментариев неправильны:

2)(* Это тоже комментарий *);

6) (*(* Самый последний вариант *)*).

6. Для чего используется слово uses?

1) такого слова нет в языке Turbo Pascal;

2) это пользовательский идентификатор;

3) с его помощью подключают стандартные библиотеки;

4) это стандартная константа, равная 3,14;

5) это логическая операция.

7. В разделе процедур и функций описываются только стандартные проце­дуры?

1) да, только стандартные;

2) нет, только пользовательские;

3) и стандартные, и пользовательские;

4) такого раздела вообще не может быть в программе.

8. Где ошибка в следующей программе?

Исправьте программу и добейтесь компиляции без ошибок.

1. Где ошибка в следующей программе?

program Kvadr; begin

WritelnC’Введите значение X’):

Write!n(‘X в квадрате=’,Х*Х): end.

Исправьте программу и добейтесь компиляции без ошибок.

10. Где ошибка в следующей программе?

var X,Y.Сумма:integer; begin

WritelnC’Введите значение Х’):

WritelnC’Введите значение Y’);

Исправьте программу и добейтесь компиляции без ошибок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×