Основные угрозы транспортной безопасности
Угрозы транспортной безопасности по видам транспорта
Из этой структуры вытекают приоритеты государственно — управленческих усилий по повышению уровня транспортной безопасности. Прежде всего, они лежат в сфере технико-технологического фактора транспортной безопасности.
Структура чрезвычайных происшествий
Общая характеристика и приоритеты
Угрозы транспортной безопасности
По локализации источников угрозы транспортной безопасности можно условно сгруппировать в две группы:
I группа – внутренние угрозы транспортной безопасности (формируются в пределах транспортной отрасли – преимущественно технического, экологического, террористического, информационного характера, а также, и в особенности, в связи с человеческим фактором в системе «человек-машина-среда»);
II группа – внешние угрозы транспортной безопасности (экономическая и национальная безопасность России в глобализирующихся мировом экономическом и геополитическом пространствах).
По состоянию на начало XXI века для Российской Федерации приоритетное значение имеют внутренние угрозы транспортной безопасности (I группа).
По характеру источников их возникновения среди угроз транспортной безопасности выделяются:
— угрозы технико-технологического характера (высокая степень износа и моральная устарелость технических средств транспорта, недостаточный уровень квалификации экипажа и незаконопослушность, недисциплинированность человеческого фактора в системе «человек-машина-среда»);
— угрозы социального характера (низкая эффективность государственного надзора и контроля, неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, недобросовестная конкуренция и т.п.);
— угрозы природного характера (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.).
В ряду угроз транспортной безопасности могут выделяться угрозы, общие для всех видов транспорта, видов транспортной деятельности, но, кроме того, еще и специфические.
К 2004 г. количество чрезвычайных происшествий в Российской Федерации по характеру источников их возникновения распределено следующим образом. (См. табл.2)
Источник происшествия | Доля в общем количестве, % |
Техногенный | |
Природный | |
Социальный (включая терроризм) |
К угрозам общего типа относятся:
— физический износ и моральная устарелость транспортных средств, путей сообщения, устройств, систем и оборудования управления движением, специальных средств;
— недостаточная квалификация экипажа, персонала транспортных объектов, лиц, управляющих движением, кадров, занятых на различных уровнях управления транспортной деятельностью;
— недостаточность бюджетных и иных средств разных уровней, выделяемых на обеспечение транспортной безопасности;
— недостаточное нормативное и организационное обеспечение мобилизационной готовности на транспорте;
— отсутствуют базовые законы в области транспортной безопасности;
— несовершенство законодательства в области транспортной деятельности;
— террористические и иные криминальные намерения;
— неоптимальность управленческой деятельности публичных властей;
— неразвитость средств мониторинга и предупреждения о природных катаклизмах;
— низкая эффективность разведки и предупреждения террористических актов.
Ряд угроз может быть очень специфичен для различных видов транспорта. Наиболее серьезный уровень они имеют в автомобильном транспорте.
Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 2525 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Транспортная безопасность
Угрозы транспортной безопасности и их классификация
Транспортная безопасность – это состояние защищенности элементов и объектов транспортной инфраструктуры от незаконных действий.
Сегодня основной причиной нарушения транспортной безопасности являются различные террористические акты. Также особую угрозу безопасности транспорта представляют криминальные действия.
Целью транспортной безопасности являются защита владельцев и пассажиров транспортных средств, получателей и перевозчиков грузов, работников транспортной инфраструктуры, а также ее материального имущества. Транспортная безопасность призвана обеспечить:
- Условия проезда, которые будут безопасны для пассажиров и перевозчиков.
- Безопасность перевозки грузов.
- Безопасность функциональной работы элементов и объектов транспортной инфраструктуры.
- Экономическую безопасность подразделений транспортной инфраструктуры.
- Экологическую безопасность объектов транспортной инфраструктуры.
- Готовность отраслей транспортного комплекса.
- Пожарную безопасность.
- Санитарную безопасность.
- Информационную безопасность.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Огромное количество угроз природного и техногенного характера становится причиной ослабления транспортной безопасности.
Основными угрозами транспортной безопасности являются:
- террористические акты (захват или угон речных, воздушных и морских судов, железнодорожного транспорта, автотранспорта, взрывы средств и на объектах транспортной инфраструктуры);
- случаи вмешательства в работу транспорта (установка и наложение посторонних предметов на железнодорожные рельсы, ложные телефонные звонки, незаконная блокировка транспортных магистралей), которые могу угрожать жизни и здоровью пассажиров, также стать причиной материального ущерба транспортной инфраструктуре;
- действия криминального характера против пассажиров (нанесения увечий и т.п.);
- криминальные действия в отношении грузов (хищение и порча перевозимых грузов);
- чрезвычайные ситуации (аварии), причиной которых могут стать технические характеристики транспортных систем (изношенность), нарушение правил эксплуатации, а также из природных явлений.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Также угрозы транспортной безопасности могут классифицироваться по характеру источников угрозы:
- Угрозы социогенного характера (хулиганство, терроризм, блокировка магистралей, нарушение правил эксплуатации, крупные автомобильные аварии, хищение грузов).
- Угрозы техногенного характера (изношенность или некачественные материалы, используемые для строительства объектов транспортной инфраструктуры и изготовления транспортных средств.
- Угрозы природного характера (наводнения, лавины, оползни, землетрясения и другие).
Также источники угроз транспортной безопасности можно поделить на внешние и внутренние.
К внешним источникам можно отнести деятельность иностранных структур, которые направлены против Российской Федерации, обострение международных отношений в области транспортного хозяйства, деятельность международных террористических организаций.
К внутренним причинам можно отнести критическое состояние транспортных систем, неблагоприятную криминогенную обстановку, безответственную работу транспортных служб.
Способы обеспечения транспортной безопасности
В Российской Федерации обеспечение транспортной безопасности регламентируется Конституцией, законодательством страны, принципами и нормами международного права. Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности включают в себя:
- выявление и прогнозирование угроз транспортной безопасности;
- реализация установленных мер по предупреждению угроз транспортной безопасности;
- ликвидация последствий нарушения транспортной безопасности;
- реализация мер по снижению материального ущерба из-за нарушения транспортной безопасности;
- контроль соблюдения требований международных нормативных документов в области транспортной безопасности;
- разработка мероприятий по защите транспортной инфраструктуры и ее объектов.
Главной задачей по обеспечению транспортной безопасности является создание нормативной базы, которая отражает все эффективные методы по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. К данному мероприятию необходимо привлекать не только экспертов, но и представителей общественных организаций. Основополагающим направлением в увеличении уровня безопасности в области транспорта является обустройство и качественный ремонт автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных сообщений, а также воздушных, морских и речных пунктов пропуска на внутренней границе Российской Федерации и на внешних граница государств, членов Таможенного Союза. Существует острая необходимость в разработке программы по повышению уровня экономической и экологической безопасности объектов и системы в целом транспортной инфраструктуры. Необходимо ужесточение контроля за исполнением требований нормативных документов со стороны органов субъектов Российской Федерации в области транспортной безопасности. Требуется создать единую систему подготовки квалифицированных сотрудников и специалистов в области транспортной безопасности, а также организовать мероприятия по повышению их квалификации. Решение данной проблемы может быть в создании негосударственных учебных заведений, а также в организации курсов при государственных высших и средних учебных заведений.
Решение проблем качественного обеспечения транспортной безопасности, настолько трудоемко, что государство не может решить эту проблему самостоятельно. Поэтому важна работа по привлечению сторонних организаций, которые также заинтересованы в высоком уровне безопасности в транспортной системе в целом и ее объектах. Такими организациями часто выступают крупные предприятия не только транспортного комплекса, но и промышленного, деятельность которых невозможна без применения транспорта.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Угрозы транспортной безопасности
Финансовое обеспечение транспортной безопасности РФ
Уровень транспортной безопасности в России
Для общей оценки уровня необходим количественный контроль показателя аварийности и ущерба для различных видов транспортной деятельности, а также характеристика степени угроз транспортной безопасности.
Характерное для российских транспортных условий ранжирование видов транспорта по безопасности/опасности можно представить следующим образом:
1. автотранспорт (общее количество крушений и аварий за период 1992-2010 гг. – 380.360, количество погибших – 66.000 человек, ущерб 370 млрд. рублей)
2. воздушный транспорт (30 аварий, 428 человек, 12.5 млрд. рублей)
3. промышленный (2300 аварий, 72 человека)
4. водный (54 инцидента, 52 человека)
5. ж/д транспорт (36 аварий, 127 человек, 360 млн. рублей)
Автомобильный транспорт является самым опасным видом транспорта, показатели аварий и катастроф на 2-3 порядка выше, чем у всех других видов транспорта вместе взятых. Показатели погибших в ДТП на 1000 автомобилей в РФ в 8 раз больше, чем в США, в 5 раз больше, чем в Японии, и в 3 раза больше, чем в ЕС.
Каждый год аварийность на автомобильном транспорте растет в среднем на 7%. В отличие от автомобильного транспорта, железнодорожный транспорт показывает снижение ежегодного числа аварий и крушений в среднем на 10%.
Финансовое обеспечение транспортной безопасности осуществляется из средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, бюджетов органов местного самоуправления, собственных средств хозяйствующих субъектов.
За период 2000-2010 гг. ОАО «РЖД» на обеспечение транспортной безопасности потратило 4.96 млрд. рублей. Для сравнения аэропорты потратили на эти цели 2.5 млрд. рублей (покупка самолетов), а Пулковские авиалинии всего 500 млн. рублей. Общенародные целевые затраты на транспортную безопасность составляют 0.013% ВВП, при этом необходимо 0.23% ВВП. В США на транспортную безопасность тратится 0.6% ВВП, а с 2001 года 0.8% ВВП (8 млрд. долларов).
1. Внешние угрозы
2. Внутренние угрозы
Угрозы технико-технологического характера – высокая степень износа и моральная устарелость технических средств транспорта, недостаточный уровень квалификации экипажа, незаконопослушность, человеческий фактор.
Угрозы социального характера – низкая эффективность государственного надзора и контроля, неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хулиганство, недобросовестная конкуренция.
Угрозы природного характера – наводнение, землетрясение, оползни.
Общая структура чрезвычайных происшествий относится к трем группам:
1.64% — техногенные аварии
2.32% — природные аварии
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9888 — | 7543 —
или читать все.
Основные понятия в области транспортной безопасности
Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Транспортная безопасность— состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности— федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Субъекты транспортной инфраструктуры— юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Обеспечение транспортной безопасности— реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Силы обеспечения транспортной безопасности– лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Подразделения транспортной безопасности– осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и/или аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Зона транспортной безопасности— объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.
Зона свободного доступа– часть зоны транспортной безопасности, на которой в отношении перемещаемых объектов досмотра проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется.
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.
Критический элемент ОТИ и/или ТС— строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Контрольно-пропускной пункт (пост)– специально оборудованное место на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ– специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.
Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности— конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ, в зону транспортной безопасности.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности— это системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и ТС в целях обеспечения транспортной безопасности.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности(далее — ИТСО) – состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.
Пропускной режим— порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, а также вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с объектов).
Внутриобъектовый режим— порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящихся на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности и др. документами.
Терроризм— идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Перечень потенциальных угрозсовершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен Приказом Минтранс РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 5 марта 2010 г. № 52/112/134.
Уровень безопасности— степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Уровень безопасности N 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.
Уровень безопасности N 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.
Уровень безопасности N 3— степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.
Угроза захвата– возможность захвата объектов ТИ/ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва– возможность разрушения ОТИ/ТС или нанесения им/их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).
Угроза размещения/попытки размещения на ОТИ/ТС взрывных устройств (ВВ)– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить ОТИ/ТС, нанести им/их грузу повреждения.
Угроза поражения опасными веществами– возможность загрязнения ОТИ/ТС или их критических элементов* опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза захвата критического элемента ОТИ/ТС– возможность захвата критического элемента ОТИ/ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.
Угроза взрыва критического элемента ОТИ/ТС– возможность разрушения критического элемента ОТИ/ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить критический элемент ОТИ/ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза блокирования– возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Угроза хищения– возможность совершения хищения элементов ОТИ/ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Модель нарушителя– способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.
Нарушитель– лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.