Основные угрозы транспортной безопасности - Мир ПК
Fruitsekta.ru

Мир ПК
19 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные угрозы транспортной безопасности

Угрозы транспортной безопасности по видам транспорта

Из этой структуры вытекают приоритеты государственно — управленческих усилий по повышению уровня транспортной безопасности. Прежде всего, они лежат в сфере технико-технологического фактора транспортной безопасности.

Структура чрезвычайных происшествий

Общая характеристика и приоритеты

Угрозы транспортной безопасности

По локализации источников угрозы транспортной безопасности можно условно сгруппировать в две группы:

I группа – внутренние угрозы транспортной безопасности (формируются в пределах транспортной отрасли – преимущественно технического, экологического, террористического, информационного характера, а также, и в особенности, в связи с человеческим фактором в системе «человек-машина-среда»);

II группа – внешние угрозы транспортной безопасности (экономическая и национальная безопасность России в глобализирующихся мировом экономическом и геополитическом пространствах).

По состоянию на начало XXI века для Российской Федерации приоритетное значение имеют внутренние угрозы транспортной безопасности (I группа).

По характеру источников их возникновения среди угроз транспортной безопасности выделяются:

— угрозы технико-технологического характера (высокая степень износа и моральная устарелость технических средств транспорта, недостаточный уровень квалификации экипажа и незаконопослушность, недисциплинированность человеческого фактора в системе «человек-машина-среда»);

— угрозы социального характера (низкая эффективность государственного надзора и контроля, неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, недобросовестная конкуренция и т.п.);

— угрозы природного характера (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.).

В ряду угроз транспортной безопасности могут выделяться угрозы, общие для всех видов транспорта, видов транспортной деятельности, но, кроме того, еще и специфические.

К 2004 г. количество чрезвычайных происшествий в Российской Федерации по характеру источников их возникновения распределено следующим образом. (См. табл.2)

Источник происшествияДоля в общем количестве, %
Техногенный
Природный
Социальный (включая терроризм)

К угрозам общего типа относятся:

— физический износ и моральная устарелость транспортных средств, путей сообщения, устройств, систем и оборудования управления движением, специальных средств;

— недостаточная квалификация экипажа, персонала транспортных объектов, лиц, управляющих движением, кадров, занятых на различных уровнях управления транспортной деятельностью;

— недостаточность бюджетных и иных средств разных уровней, выделяемых на обеспечение транспортной безопасности;

— недостаточное нормативное и организационное обеспечение мобилизационной готовности на транспорте;

— отсутствуют базовые законы в области транспортной безопасности;

— несовершенство законодательства в области транспортной деятельности;

— террористические и иные криминальные намерения;

— неоптимальность управленческой деятельности публичных властей;

— неразвитость средств мониторинга и предупреждения о природных катаклизмах;

— низкая эффективность разведки и предупреждения террористических актов.

Ряд угроз может быть очень специфичен для различных видов транспорта. Наиболее серьезный уровень они имеют в автомобильном транспорте.

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 2525 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Транспортная безопасность

Угрозы транспортной безопасности и их классификация

Транспортная безопасность – это состояние защищенности элементов и объектов транспортной инфраструктуры от незаконных действий.

Сегодня основной причиной нарушения транспортной безопасности являются различные террористические акты. Также особую угрозу безопасности транспорта представляют криминальные действия.

Целью транспортной безопасности являются защита владельцев и пассажиров транспортных средств, получателей и перевозчиков грузов, работников транспортной инфраструктуры, а также ее материального имущества. Транспортная безопасность призвана обеспечить:

  1. Условия проезда, которые будут безопасны для пассажиров и перевозчиков.
  2. Безопасность перевозки грузов.
  3. Безопасность функциональной работы элементов и объектов транспортной инфраструктуры.
  4. Экономическую безопасность подразделений транспортной инфраструктуры.
  5. Экологическую безопасность объектов транспортной инфраструктуры.
  6. Готовность отраслей транспортного комплекса.
  7. Пожарную безопасность.
  8. Санитарную безопасность.
  9. Информационную безопасность.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Огромное количество угроз природного и техногенного характера становится причиной ослабления транспортной безопасности.

Основными угрозами транспортной безопасности являются:

  • террористические акты (захват или угон речных, воздушных и морских судов, железнодорожного транспорта, автотранспорта, взрывы средств и на объектах транспортной инфраструктуры);
  • случаи вмешательства в работу транспорта (установка и наложение посторонних предметов на железнодорожные рельсы, ложные телефонные звонки, незаконная блокировка транспортных магистралей), которые могу угрожать жизни и здоровью пассажиров, также стать причиной материального ущерба транспортной инфраструктуре;
  • действия криминального характера против пассажиров (нанесения увечий и т.п.);
  • криминальные действия в отношении грузов (хищение и порча перевозимых грузов);
  • чрезвычайные ситуации (аварии), причиной которых могут стать технические характеристики транспортных систем (изношенность), нарушение правил эксплуатации, а также из природных явлений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Также угрозы транспортной безопасности могут классифицироваться по характеру источников угрозы:

  1. Угрозы социогенного характера (хулиганство, терроризм, блокировка магистралей, нарушение правил эксплуатации, крупные автомобильные аварии, хищение грузов).
  2. Угрозы техногенного характера (изношенность или некачественные материалы, используемые для строительства объектов транспортной инфраструктуры и изготовления транспортных средств.
  3. Угрозы природного характера (наводнения, лавины, оползни, землетрясения и другие).
Читать еще:  Сканирование на вирусы

Также источники угроз транспортной безопасности можно поделить на внешние и внутренние.

К внешним источникам можно отнести деятельность иностранных структур, которые направлены против Российской Федерации, обострение международных отношений в области транспортного хозяйства, деятельность международных террористических организаций.

К внутренним причинам можно отнести критическое состояние транспортных систем, неблагоприятную криминогенную обстановку, безответственную работу транспортных служб.

Способы обеспечения транспортной безопасности

В Российской Федерации обеспечение транспортной безопасности регламентируется Конституцией, законодательством страны, принципами и нормами международного права. Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности включают в себя:

  • выявление и прогнозирование угроз транспортной безопасности;
  • реализация установленных мер по предупреждению угроз транспортной безопасности;
  • ликвидация последствий нарушения транспортной безопасности;
  • реализация мер по снижению материального ущерба из-за нарушения транспортной безопасности;
  • контроль соблюдения требований международных нормативных документов в области транспортной безопасности;
  • разработка мероприятий по защите транспортной инфраструктуры и ее объектов.

Главной задачей по обеспечению транспортной безопасности является создание нормативной базы, которая отражает все эффективные методы по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. К данному мероприятию необходимо привлекать не только экспертов, но и представителей общественных организаций. Основополагающим направлением в увеличении уровня безопасности в области транспорта является обустройство и качественный ремонт автомобильных дорог и магистралей, железнодорожных сообщений, а также воздушных, морских и речных пунктов пропуска на внутренней границе Российской Федерации и на внешних граница государств, членов Таможенного Союза. Существует острая необходимость в разработке программы по повышению уровня экономической и экологической безопасности объектов и системы в целом транспортной инфраструктуры. Необходимо ужесточение контроля за исполнением требований нормативных документов со стороны органов субъектов Российской Федерации в области транспортной безопасности. Требуется создать единую систему подготовки квалифицированных сотрудников и специалистов в области транспортной безопасности, а также организовать мероприятия по повышению их квалификации. Решение данной проблемы может быть в создании негосударственных учебных заведений, а также в организации курсов при государственных высших и средних учебных заведений.

Решение проблем качественного обеспечения транспортной безопасности, настолько трудоемко, что государство не может решить эту проблему самостоятельно. Поэтому важна работа по привлечению сторонних организаций, которые также заинтересованы в высоком уровне безопасности в транспортной системе в целом и ее объектах. Такими организациями часто выступают крупные предприятия не только транспортного комплекса, но и промышленного, деятельность которых невозможна без применения транспорта.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Угрозы транспортной безопасности

Финансовое обеспечение транспортной безопасности РФ

Уровень транспортной безопасности в России

Для общей оценки уровня необходим количественный контроль показателя аварийности и ущерба для различных видов транспортной деятельности, а также характеристика степени угроз транспортной безопасности.

Характерное для российских транспортных условий ранжирование видов транспорта по безопасности/опасности можно представить следующим образом:

1. автотранспорт (общее количество крушений и аварий за период 1992-2010 гг. – 380.360, количество погибших – 66.000 человек, ущерб 370 млрд. рублей)

2. воздушный транспорт (30 аварий, 428 человек, 12.5 млрд. рублей)

3. промышленный (2300 аварий, 72 человека)

4. водный (54 инцидента, 52 человека)

5. ж/д транспорт (36 аварий, 127 человек, 360 млн. рублей)

Автомобильный транспорт является самым опасным видом транспорта, показатели аварий и катастроф на 2-3 порядка выше, чем у всех других видов транспорта вместе взятых. Показатели погибших в ДТП на 1000 автомобилей в РФ в 8 раз больше, чем в США, в 5 раз больше, чем в Японии, и в 3 раза больше, чем в ЕС.

Каждый год аварийность на автомобильном транспорте растет в среднем на 7%. В отличие от автомобильного транспорта, железнодорожный транспорт показывает снижение ежегодного числа аварий и крушений в среднем на 10%.

Финансовое обеспечение транспортной безопасности осуществляется из средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, бюджетов органов местного самоуправления, собственных средств хозяйствующих субъектов.

За период 2000-2010 гг. ОАО «РЖД» на обеспечение транспортной безопасности потратило 4.96 млрд. рублей. Для сравнения аэропорты потратили на эти цели 2.5 млрд. рублей (покупка самолетов), а Пулковские авиалинии всего 500 млн. рублей. Общенародные целевые затраты на транспортную безопасность составляют 0.013% ВВП, при этом необходимо 0.23% ВВП. В США на транспортную безопасность тратится 0.6% ВВП, а с 2001 года 0.8% ВВП (8 млрд. долларов).

Читать еще:  Онлайн чекер вирусов

1. Внешние угрозы

2. Внутренние угрозы

Угрозы технико-технологического характера – высокая степень износа и моральная устарелость технических средств транспорта, недостаточный уровень квалификации экипажа, незаконопослушность, человеческий фактор.

Угрозы социального характера – низкая эффективность государственного надзора и контроля, неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хулиганство, недобросовестная конкуренция.

Угрозы природного характера – наводнение, землетрясение, оползни.

Общая структура чрезвычайных происшествий относится к трем группам:

1.64% — техногенные аварии

2.32% — природные аварии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9888 — | 7543 — или читать все.

Основные понятия в области транспортной безопасности

Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Транспортная безопасность— состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности— федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Субъекты транспортной инфраструктуры— юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Обеспечение транспортной безопасности— реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Силы обеспечения транспортной безопасности– лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

Подразделения транспортной безопасности– осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и/или аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Зона транспортной безопасности— объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных.

Зона свободного доступа– часть зоны транспортной безопасности, на которой в отношении перемещаемых объектов досмотра проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется.

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Технологический сектор зоны транспортной безопасности– участки зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей с учетом предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения.

Критический элемент ОТИ и/или ТС— строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ или ТС, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.

Контрольно-пропускной пункт (пост)– специально оборудованное место на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.

Пункт управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ– специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.

Читать еще:  Субъекты правоотношений в области информационной безопасности

Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности— конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лиц, пытающихся совершить АНВ, в зону транспортной безопасности.

Технические средства обеспечения транспортной безопасности— это системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на ОТИ и ТС в целях обеспечения транспортной безопасности.

Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности(далее — ИТСО) – состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.

Пропускной режим— порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, а также вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с объектов).

Внутриобъектовый режим— порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящихся на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности и др. документами.

Терроризм— идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий (ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Перечень потенциальных угрозсовершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен Приказом Минтранс РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 5 марта 2010 г. № 52/112/134.

Уровень безопасности— степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Уровень безопасности N 1 — степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровень безопасности N 2 — степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Уровень безопасности N 3— степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения АНВ в деятельность транспортного комплекса.

Угроза захвата– возможность захвата объектов ТИ/ТС, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

Угроза взрыва– возможность разрушения ОТИ/ТС или нанесения им/их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

Угроза размещения/попытки размещения на ОТИ/ТС взрывных устройств (ВВ)– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить ОТИ/ТС, нанести им/их грузу повреждения.

Угроза поражения опасными веществами– возможность загрязнения ОТИ/ТС или их критических элементов* опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза захвата критического элемента ОТИ/ТС– возможность захвата критического элемента ОТИ/ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

Угроза взрыва критического элемента ОТИ/ТС– возможность разрушения критического элемента ОТИ/ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ– возможность размещения/совершения действий в целях размещения на критическом элементе ОТИ/ТС ВУ/ВВ, которые могут разрушить критический элемент ОТИ/ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ/ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза блокирования– возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Угроза хищения– возможность совершения хищения элементов ОТИ/ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Модель нарушителя– способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.

Нарушитель– лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector