Fruitsekta.ru

Мир ПК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи информационной безопасности

Задачи информационной безопасности общества

Анализ основ информационной безопасности показал, что обеспечение безопасности является задачей комплексной. С одной стороны режима информационной, информационная безопасность предполагает, как минимум, обеспечение трех ее составляющих — доступность, целостность и конфиденциальность данных. И уже с учетом этого проблему информационной безопасности следует рассматривать комплексно. С другой стороны, информацией и информационными системами в буквальном смысле «пронизаны» все сферы общественной деятельности и влияние информации на общество все нарастает, поэтому обеспечение информационной безопасности также требует комплексного подхода.

В этой связи вполне закономерным является рассмотрение проблемы обеспечения информационной безопасности на нескольких уровнях, которые в совокупности обеспечивали бы защиту информации и информационных систем от вредных воздействий, наносящих ущерб субъектам информационных отношений.

Рассматривая проблему информационной безопасности в широком смысле, можно отметить, что в этом случае речь идет об информационной безопасности всего общества и его жизнедеятельности, при этом на информационную безопасность возлагается задача по минимизации всех отрицательных последствий от всеобщей информатизации и содействия развитию всего общества при использовании информации как ресурса его развития.

В этой связи основными задачами информационной безопасности в широком смысле являются:

· защита государственной тайны, т. е. секретной и другой конфиденциальной информации, являющейся собственностью государства, от всех видов несанкционированного доступа, манипулирования и уничтожения;

· защита прав граждан на владение, распоряжение и управление принадлежащей им информацией;

· защита прав предпринимателей при осуществлении ими коммерческой деятельности;

· защита конституционных прав граждан на тайну переписки, переговоров, личную тайну.

Рассматривая проблему информационной безопасности в узком смысле, отметим, что в этом случае речь идет о совокупности методов и средств защиты информации и ее материальных носителей, направленных на обеспечение целостности, конфиденциальности и доступности информации.

Исходя из этого, выделим следующие задачи информационной безопасности:

· защита технических и программных средств информатизации от ошибочных действий персонала и техногенных воздействий, а также стихийных бедствий;

· защита технических и программных средств информатизации от преднамеренных воздействий.

Заметим, что понятие «компьютерная безопасность», которому посвящена большая часть данного курса, как раз подходит под определение информационной безопасности в узком смысле, но не является полным ее содержанием, поскольку информационные системы и материальные носители информации связаны не только с компьютерами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8835 — | 8363 — или читать все.

Цели и задачи информационной безопасности

Защита данных
с помощью DLP-системы

И нформационная безопасность – обеспечение конфиденциальности и целостности информации, недопущение несанкционированных действий с ней, в частности, ее использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования и уничтожения. Положения информационной безопасности одинаковы для всех форм хранения информации: физических, цифровых или любых других. С появлением компьютеризированных информационных систем безопасность данных вышла на первый план.

Основные цели информационной безопасности

Использование систем информационной безопасности ставит перед собой конкретные задачи по сохранению ключевых характеристик информации и обеспечивает:

  • конфиденциальность данных – доступ есть только у лиц, имеющих на это полномочия;
  • доступность информационных систем с находящимися в них данными конкретным пользователям, у которых есть право доступа к таким сведениям;
  • целостность данных предполагает блокировку несанкционированного изменения информации;
  • подлинность – полнота и общая точность информации;
  • неотказуемость – возможность определить источник или авторство информации.

Главная цель систем информационной безопасности – гарантия защиты данных от внешних и внутренних угроз.

Для обеспечения в информационной системе полной конфиденциальности применяются четыре метода, актуальных для любого формата информации:

  • ограничение или полное закрытие доступа к информации;
  • шифрование;
  • дробление на части и разрозненное хранение;
  • скрытие самого факта существования информации.

Виды информационных угроз

Для определения правильной стратегии информационной защиты необходимо определить, что угрожает безопасности данных. Угрозы информационной безопасности – вероятные события и действия, которые в перспективе способны привести к утечке или потере данных, несанкционированному доступу к ним. Это, в свою очередь, приведет к моральному или материальному ущербу.

Читать еще:  Все файлы проверены вирусов нет

Первичное свойство угроз информационных систем – происхождение, по которому угрозы делятся на следующие:

  1. Техногенные источники – угрозы, вызванные проблемами с техническим обеспечением, их прогнозирование затруднительно.
  2. Антропогенные источники – угрозы человеческих ошибок. Могут быть как нечаянными, так и преднамеренными атаками. Непреднамеренные угрозы – это случайная ошибка, например, пользователь по незнанию отключил антивирус. Как правило, антропогенные проблемы можно спрогнозировать для принятия предупредительных мер. Умышленные угрозы безопасности приводят к информационным преступлениям.
  3. Стихийные источники – непреодолимые обстоятельства, которые имеют низкую вероятность прогнозирования, и их предотвращение невозможно. Это различные стихийные бедствия, пожары, землетрясения, прекращение подачи электричества из-за ураганов.

Также по расположению источника относительно информационной системы угрозы классифицируются на внешние и внутренние. Особенно применительно такое разделение к масштабным системам государственного уровня.

Если внешний уровень – это атаки со стороны хакеров, компаний-конкурентов или враждебно настроенных государств, то внутренние угрозы обусловлены:

  • низким уровнем программно-технического обеспечения;
  • на государственном уровне – плохим развитием технологии передачи данных и ИТ-сектора в целом;
  • низкой компьютерной грамотностью пользователей.

Основная цель систем информационной безопасности – ликвидация внутренних угроз. Они обычно состоят в следующем:

  • происходит изъятие данных злоумышленниками, уничтожаются информационные пакеты, что нарушает работу информационной среды;
  • сотрудники создают бэкдоры или сливают информацию;
  • шпионские программы незаметно воздействуют на рабочий код и системное оборудование.

Поэтому фактически вся работа системы информационной безопасности сводится к созданию безопасных каналов связи, защите серверов, обеспечению безопасности внешних носителей и рабочих мест пользователей.

Информационная безопасность в компьютерной среде

Вопрос поддержания безопасности информационных систем одинаково остро стоит и перед обычными пользователями, и перед предприятиями. Потеря данных для компаний влечет за собой, прежде всего, потерю доверия и репутации. Для человека же в лучшем случае утечка выливается в навязчивый показ таргетированной рекламы, в худшем – конфиденциальная информация (пароли, данные банковских карт, сведения для входа в системы) может быть использована мошенниками в корыстных целях.

Для контроля данных, обращающихся в информационной среде, используют различные программные средства:

  • сверхмощные приложения, работа которых состоит в обеспечении безопасности и шифровании финансовых и банковских реестров информации;
  • глобальные решения, работающие на уровне всего информационного массива;
  • утилиты для решения конкретных проблем.

Методы защиты информационных систем

Смысл информационной защиты в сохранении информации в первозданном виде, исключая доступ посторонних.

Системный подход состоит из четырех составляющих обеспечения безопасности:

  • законы и нормативно-правовые акты;
  • распределение задач между ИБ-подразделениями;
  • политика информационной безопасности;
  • техническое и программное обеспечение.

Всем методам защиты на предприятии присущи такие характеристики:

  • применение технических средств, фактическое использование которых растет по мере расширения информационного пространства и количества рабочих станций;
  • постоянный мониторинг баз данных;
  • непрерывная разработка новых вычислительных систем с улучшенными методами шифрования, постоянное шифрование уже имеющимися методами;
  • ограничение доступа к информации на предприятии.

Наиболее серьезную угрозу для информационных систем представляют компьютерные вирусы. Они приносят больше всего убытков информационной инфраструктуре. Основная проблема состоит в том, что антивирусное программное обеспечение не может полностью предупредить появление новых угроз. Вследствие этого, так или иначе, происходит повреждение информационных пакетов и нарушение работы информационных систем. Устранение проблемы возможно только по факту после нахождения вредоносного вмешательства. Также стоит упомянуть физические методы защиты информации – устройства, мгновенно распознающие стороннее вмешательство в систему.

Чтобы защитить определенный объект от внешних и внутренних угроз, необходимо создание Системы обеспечения информационной безопасности (СОИБ).

Для построения эффективной и работоспособной системы руководствуются примерным планом:

  • выявляют необходимые данному объекту степени защиты;
  • соотносят их с положениями законов и постановлений, действующих на территории страны в этом направлении деятельности;
  • обращаются к предыдущим наработкам;
  • назначают ответственные подразделения и распределяют ответственность между ними;
  • определяют политику информационной безопасности данного объекта и используют необходимые программно-технические методы для ее внедрения.
Читать еще:  Как войти в безопасный режим

В итоге происходит создание системы менеджмента информационной безопасности на предприятии, при помощи которой производятся постоянный и действенный контроль эффективности средств защиты, своевременная коррекция предпринимаемых действий и пересмотр существующих положений для обеспечения максимальной безопасности.

Задачи по обеспечению информационной безопасности в Российской Федерации

За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.

Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.
Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Развернуты работы по созданию защищенной информационно — телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.
Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.
Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.
Современные условия политического и социально — экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.
Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации.
Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально — политической обстановки в обществе.
Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).
Нет четкости при проведении государственной политики в области формирования российского информационного пространства, развития системы массовой информации, организации международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство, что создает условия для вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена.
Недостаточна государственная поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.
Ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Серьезный урон нанесен кадровому потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.
Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.
В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно — телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Работы по адекватному комплексному противодействию этим угрозам ведутся при недостаточной координации и слабом бюджетном финансировании. Недостаточное внимание уделяется развитию средств космической разведки и радиоэлектронной борьбы.
Сложившееся положение дел в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации требует безотлагательного решения таких задач, как:
— разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;
— развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам;
— разработка федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
— разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств;
— совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;
— установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;
— координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
— развитие научно — практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально — экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»;
— разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
— разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
— обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники; разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;
— создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
— расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно — технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;
— обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем;
— создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Читать еще:  Сертификат безопасности youtube

Фрагмент документа «Доктрина по Информационной Безопасности Российской Федерации»


_________________________________________
Ссылка по теме: Каталог программного обеспечения
Переход в он-лайн магазин Датаситем — официального Поставщика ПО в Российской Федерации.
Перейти на сайт Поставщика>>
_________________________________________

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×