Словарь языка Pascal
У любого естественного, тем которым мы пользуемся в обиходе, языка есть свой алфавит и словарь, то есть набор допустимых букв и набор допустимых слов. Нечто подобное имеется и в формальных языках, в том числе языках программирования. Только вместо букв здесь говорят о символах.
Язык программирования Pascal использует следующие наборы символов:
- Английские буквы и буквы национальных алфавитов, в том числе русского. Буквы могут быть как строчными, так и прописными.
- Арабские цифры — 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 .
- Знаки операций и знаки, входящие в составное обозначение операций — + — * / : = .
- Ограничители — . , ( ) [ ] <> : ; ‘ » .
- Специальные символы — $ @ # & ; ^ _
Одним из ключевых понятий в программировании является понятие о переменной. Переменную можно представить, как небольшой участок физической памяти компьютера. В таких ячейках памяти хранятся данные, используемые в программе. Чтобы к ним обращаться, используются имена переменных.
Имена переменных придумывает программист, они не являются частью словаря языка программирования. В программировании обозначения, которые придумывает разработчик, принято называть идентификаторами. Таким образом, имена переменных также являются идентификаторами. Однако к идентификаторам относятся не только имена переменных. Программист задает имена для констант, программ, модулей, функций и процедур. Поэтому их имена также являются идентификаторами.
Идентификаторы записываются с помощью допустимых в Pascal символов и должны удовлетворять следующим правилам:
- в состав имени могут входить только английские буквы, цифры и символы подчеркивания,
- при этом имя может начинаться только с английской буквы или символа подчеркивания, но не с цифры.
Отметим, в Паскале в идентификаторах прописные и строчные буквы не различаются. Таким образом, имена number , Number и NUMBER будут считаться одним и тем же. В большинстве других языков это не так.
Словарный набор почти любого языка программирования делится на три группы:
- зарезервированные, или ключевые, слова,
- предопределенные имена,
- идентификаторы, определяемые программистом.
Ключевые слова – это слова языка программирования, которые имеют специальное, раз и навсегда закрепленное за ними значение. В программе нельзя использовать идентификаторы, совпадающие по написанию с ключевыми словами. Например, нельзя назвать переменную begin , так как это слово используется в самом Паскале.
Ключевые слова языка программирования Pascal:
and | end | nil | set |
array | file | not | then |
begin | for | of | to |
case | function | or | type |
const | goto | packed | until |
div | if | procedure | var |
do | in | program | while |
downto | label | record | with |
else | mod | repeat |
Предопределенные, или стандартные, имена также имеют в языке специальный заранее заданный смысл. Однако, если программист определит переменную с таким же именем, то ошибки не возникнет. Но лучше так не делать, потому что при этом старое, предопределенное, значение слова будет утеряно, как бы затерто. Например, в Паскале предопределенными являются имена Integer, Writeln и ряд других.
Десятичные числа всегда начинаются с цифры, перед которой может стоять знак числа, + или -.
Действительные, или вещественные, числа записываются в двух форматах. В формате с фиксированной точкой явно указывают положение десятичной точки (например, 4.505, -16.25, +1.0). В формате с плавающей точкой используется десятичный порядок, обозначаемый прописной или строчной буквой E, после которой идет целое число, указывающее значение порядка, например, 8e10, 1.62e-3, 0.8E+3.
В языке Pascal максимально допустимое целое число равняется 2147483647 (оно содержится в предопределенной целой константе MaxLongInt). Чтобы получить это число достаточно выполнить выражение
В Паскале возможен диапазон целых чисел от -2147483648 до 2147483647. Предопределенная в Паскале целая константа MaxInt содержит в себе значение 32767
Распространенные компиляторы с языка Pascal позволяют оперировать действительными числами до 38 порядка, а некоторые – до 67 порядка.
Целое число может задаваться не только в десятичной, но и в шестнадцатеричной системе счисления. Шестнадцатеричному числу предшествует знак $.
Текстовым литералом (строкой) в языке Pascal называют последовательность любых допустимых символов, стоящих между апострофами (например, ‘Hello World!’). Если в качестве символа строки необходимо использовать апостроф, то записывают подряд два апострофа
Строку можно задавать также в виде последовательности, образованной из символов # с последующим цифровым кодом требуемого символа (например, запись #72#73#33 эквивалентна строке ‘HI!’). В строковых данных прописные и строчные буквы различаются.
Пробелы являются разделителями. Между любыми именами, числами, ключевыми словами должен стоять по крайней мере один разделитель, а может их быть и сколько угодно. Но нельзя отделять один символ от другого внутри одного имени, числа, либо ключевого слова.
Общие сведения о языке программирования Pascal. Алфавит и словарь языка. Типы данных.
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ 21 урок.doc
Общие сведения о языке программирования Pascal . Алфавит и словарь языка. Типы данных.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий программирования Pascal
Организационный момент (1 мин).
Повторение материала предыдущего урока (5 мин).
Объяснение нового материала (20 мин).
Физкультминутка (2 мин).
5. Разбор примера для закрепления (4 мин);
6.Задания для самостоятельной работы (5мин).
7. Домашнее задание (3 мин).
21 век, это век высоких технологий. Очень быстро развивается техника. Мы уже привыкли что год за готом появляются все новые изобретения, которые влияют на нашу жизнь.
5 слайд Но развитие такой техники немыслимо без программирования.
— в наше время изучать и знать программирование, престижно и полезно. С помощью программирования создается программное обеспечение компьютера, и все те программы, игры, приложения, которыми каждый из Вас пользуется в своем смартфоне. К ним относятся whatsapp , instagram , одноклассники и многое другое.
На уроке узнаем, Алфавит Языков программирования и словарь языка Pascal . Типы данных.
Сейчас существует множество языков программирования, Си++, сишарп, ява, дельфи паскаль и так далее. Их очень много.
Паскаль один из наиболее известных языков программирования. А так же является базой для ряда других языков.
Слайд Языки программирования — это формальные языки, которые предназначены для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Программа — это запись алгоритма на языке программирования.
Т.е. когда мы с вами написали алгоритм действия компьютера на языке паскаль, мы создали программу.
Слайд Язык Pascal был создан в 1968–1969 гг. швейцарским учёным, специалистом в области информатики Никлаусом Виртом.
А расскажите, почему Язык программирования ПАСКАЛЬ назвали не в честь его создателя?
(отвечают ученики, делают предположение).
Язык программирования ПАСКАЛЬ (PASCAL) получил свое название не от сокращения каких-то слов, как другие языки: он назван так в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля, который в 1642 г. изобрел счетную машину для арифметических операций – паскалево колесо, как назвали её современники.
Pascal – простой язык программирования, на основе которого создавались другие языки
Слайд с помощью языка Паскаль, можно создавать программы, для решения вычислительных задач, обработки текстов, построения графических изображений и многое другое.
Слайд Рассмотрим алфавит и языка ПАСКАЛь.
Любой язык программирования это алфавит языка.
Алфавит языка — это набор допустимых символов, которые можно использовать для записи
В Алфавит языка Pascal входят:
латинские прописные буквы ( A , B , C , … X, Y, Z );
латинские строчные буквы ( a , b , c , … x , y , z );
арабские цифры ( 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9);
К Специальным символам относится:
знаки препинания: «,», «.» и т. д.;
знак подчёркивания «_»;
знаки арифметических действий «+», «-», «=» и т. д.
слайд Так же в алфавите языка есть неделимые элементы. Это составные символы которые нельзя разрывать. К ним относятся:
-Знак операции присваивания : =
-Знаки больше или равно, меньше или равно > = и -Начало и конец комментария * и *
Слайд Так же в программировании существует понятие служебные слова.
Служебные слова — это цепочки символов, которые рассматриваются как единые смысловые элементы с фиксированным значением.
Данные служебные слова, которые вы будете использовать при написании программы на языке Паскаль, по ходу изучения мы будем их знать наизусть и записывать в тетрадь.
Сейчас в ваших тетрадках в конце тетрадки, выделите место в 2 странички, и начертите данную таблицу, заполним кое что из таблицы. И по ходу наших уроков будем добавлять новые служебные слова.
— В самом начале написания программы, мы пишем самое первое слово, указывая тем самым, что это программа, пишем слово PROGRAM – программа.
— Для того, чтобы начать записывать порядок действий, нужно записать служебное слово BEGIN – начало.
— Если мы записали служебное слово BEGIN – начало, значит нам нужно указать и окончание программы, это слово END . – конец, указывает на то, что это конец программы написанной нами. Указывается в самом конце нашей программы. Обратите внимание, что END пишется с точкой. После END с точкой, мы ничего записать не можем, т.е. программа воспринимать информацию не будет.
Слайд Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются
имена. Рассмотрим, правило задания имен.
Имена — это любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символов
Правила задания имён:
можно использовать только буквы латинского алфавита;
имя должно начинаться с буквы или символа подчёркивания;
прописные и строчные буквы в именах не различаются;
имя не должно совпадать ни с одним служебным словом языка программирования.
Слайд Давайте выполним задание, и на примере рассмотрим какие имена верные какие нет, и рассмотрим почему.
В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных:
Слайд Рассмотрим их более подробно с помощью таблицы.
2 байта со знаком
(2 . 9 *10 -39 …1.7*10 +38 )
Произвольный символ алфавита
Последовательность символов длиной меньше 255
1 байт на символ
В вещественном числе в языке программирования целая часть от дробной отделяется точкой.
Пробел внутри числа не ставится.
Выучить типы данных, а так же Специальные символы на языке Паскаль.
Выбранный для просмотра документ 21. Общ. сведен. о яз. прогр. Паскаль. Алфав. и словарь яз. Типы данных.pptx
Алфавит и словарь языка Pascal
Алфавитом языка программирования называют набор символов, разрешенный к использованию и воспринимаемый компилятором, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы данного языка.
Для записи программы на языке Паскаль используется набор знаков, включающий буквы, цифры и специальные символы, а именно:
1) Прописные и строчные буквы латинского алфавита от А(а) до Z(z). Сюда относится и символ подчеркивания ( _ ).
2) Десятичные цифры от 0 до 9.
3) Специальные символы:
К числу специальных символов относится также пробел.
Таблица 1 Допустимые знаки пунктуации и их назначение:
Знак | Применение |
<> | Скобки комментариев |
( ) | Выделение выражений, списков параметров |
‘ Апостроф | Для выделения символов или строковой константы |
; | Разделение операторов и объявлений |
: | Отделение переменной или типизированной константы от типа и метки от оператора |
= | Отделение идентификатора типа от описания типа |
, | Для разделения элементов списка |
.. | Разделение границ диапазона |
. | Обозначение конца программы, отделение целой части от дробной в вещественном числе, отделение полей в записи. |
@ | Обозначение адреса переменной |
# | Обозначение символа по его коду |
$ | Обозначение директивы компилятора или знак шестнадцатеричного числа |
^ | Обозначение типа указателя, значения величины по ее указателю или управляющего символа (коды от 0 до 31). |
Из специальных символов образуются также составные символы:
:= | Присвоить |
<> | Не равно |
.. | Диапазон значений |
(* *) | Можно использовать вместо фигурных скобок <> |
= | Больше или равно |
(. .) | Можно использовать вместо квадратных скобок [ ] |
Неделимые последовательности знаков алфавита образуют слова, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный стиль в программе. Разделителями могут служить пробелы, символы конца строки и комментарии. Набор слов, используемый в Pascal, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы, идентификаторы пользователя.
Смысл каждого из зарезервированных слов строго фиксирован. Зарезервированные слова не могут использоваться в качестве имен идентификаторов.
Таблица 2 Зарезервированные слова языка Pascal
absolute and array asm begin case const constructor div goto do downto destructor else end exports external file for forward function if implementation in inline interrupt interface inherited | Абсолютный Логическое И Массив Ассемблер Начало блока Вариант Константа Конструктор Деление нацело Переход на Выполнять Уменьшить до Деструктор (разрушитель) Иначе Конец блока Экспорт Внешний Файл Для Опережающий Функция Если Реализация В (входит в . ) Основной Прерывание Интерфейс Наследование | label library mod nil not or of object packed procedure program record repeat set shl shr string then to type unit until uses var while with xor | Метка Библиотека Остаток от деления Отсутствие логическое НЕ Логическое ИЛИ Из Объект Упакованный Процедура Программа Запись Повторять Множество Сдвиг разрядов влево Сдвиг разрядов вправо Строка То Увеличивая Тип Модуль До Использовать Переменная Пока С Исключающее ИЛИ |
Группа слов, имеющая определенный смысл, называется словосочетанием. В языке программирования словосочетание, состоящее из слов и символов и задающее правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Если предложение языка программирования задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, оно называется оператором. Предложение, описывающее структуру и организацию данных — объектов языка, над которыми производятся различные действия, называется описанием.
Чтобы научиться правильно писать программы, необходимо изучить синтаксис языка программирования (правила записи его конструкций) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций)
Идентификатор – имя, обозначающее элементы программы (процедуры, функции, константы, переменные и типы данных).
Для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций служат стандартные идентификаторы(sin, cos, ln, sqr,sqrt и др.).
Для обозначения меток, констант, процедур и функций, определенных самим программистом, применяются пользовательские идентификаторы.
При инициализации какого-либо элемента программы с помощью идентификатора необходимо руководствоваться следующими правилами:
· Идентификатор должен начинаться буквой или символом подчеркивание;
· Паскаль не различает прописные и строчные буквы;
· Начиная со второй позиции в Паскале наряду с буквами можно применять и цифры;
· Пробел в Паскале является разделителем и не может стоять внутри идентификатора;
· Применение других символов (букв неанглийского алфавита, знаков препинания, псевдографических символов) в идентификаторах не допускается;
· Зарезервированные слова в качестве идентификаторов не используются;
· Максимальная длина идентификатора составляет 127 символов, но значимыми являются только первые 63 символа.
Константы и переменные
Константами называют данные, значения которых установлены в описательной части программы и в процессе выполнения программы не изменяются. Они задаются пользовательскими идентификаторами. Константы «узнаются» компьютером по форме их записи. В языке Pascal используются константы трех видов:
· символьные или строковые.
Числовые константы предназначены для представления числовых данных (целых и вещественных). Булевские константы используются для представления данных, имеющих смысл логических высказываний (да-нет, истина-ложь). Символьные константы представляют данные, являющиеся последовательностями символов.
DR=’29 февраля 1996г.’;
Преимущество задания какого-либо постоянного значения в виде константы, а не переменной, в том, что при этом блокируется возможность его случайного изменения (например, в результате ошибки программиста).
В Паскале имеется ряд констант, к значениям которых можно обращаться без предварительного определения. Их называют зарезервированными константами (true, false, maxint, pi).
Переменными называют величины, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы. С каждой переменной программы связывается ее характеристика, называемая типом.
Кроме констант и переменных существуют типизированные константы. Данные этого типа описываются в разделе const, но для них должен указывается тип.
Типизированная константа равнозначна переменной с заранее инициализированным значением, и в программе действия с ней могут производится также как с переменной.
Типы данных
Тип данных определяет структуру данных, множество допустимых значений данных, а также совокупность операций над ними.
Типы данных |
Простые (скалярные) |
Сложные (составные, структурированные) |
Множества |
Записи |
Массивы |
Файлы |
Фиксированные |
Вариантные |
Текстовые |
Типизированные |
Нетипизированные |
Вещественные |
Строковые |
Порядковые |
Стандартные |
Определенные пользователем |
Целые |
Логические |
Символьный |
Перечисляемые |
Диапазонные |
Рис.1. Классификация типов данных |
К простым типам данных относятся:
· Типы, определенные в языке (стандартные типы): вещественные, целые, логические, символьные, строки;
· Типы, определенные пользователем: перечисляемые и диапазонные (интервальные).
Вещественные типы данных
К вещественным типам данных, используемых в языке Паскаль, относятся: real, single, double, extended, comp. Они отличаются друг от друга диапазонами допустимых значений (т.е. значениями, которые могут принимать переменные этих типов). Для хранения переменных того или иного вещественного типа требуются различные объёмы памяти.
Таблица3.Характеристика вещественных типов данных.
Вещественный тип | Диапазон значений | Число значащих цифр мантиссы | Требуемая память (байт) |
real | 2.9Е-39..1.7Е38 | 11-12 | |
single | 1.5Е-45..3.4Е38 | 7-8 | |
double | 5.0Е-324..1.7Е308 | 15-16 | |
extended | 1.9Е-4951..1.1Е4932 | 19-20 | |
comp | -2Е+63+1..2Е+63-1 | 19-20 |
Все вещественные числа могут записываться с фиксированной и плавающей точкой. С фиксированной точкой числа записываются по правилам арифметики, только целые части отделяются точкой.
Числа в форме с плавающей точкой записываются в виде:
где m – мантисса,
p – показатель степени.
Применяемые операции: +, -, /, *, операции сравнения — =, =, , <>.
К переменным и константам, принадлежащим вещественному типу, применимы все математические функции:
Abs | Возвращает абсолютную величину параметра |
Sin, Cos, ArcTan | Возвращает соответственно синус, косинус и арктангенс параметра |
Exp | Возвращает экспоненту параметра |
Int, Frac | Возвращают соответственно целую и дробную части параметра |
Ln | Возвращает натуральный логарифм параметра |
Pi | Возвращает значение Пи=3,1415926535897932385 |
Sqr, Sqrt | Возвращают соответственно квадрат и квадратный корень параметра |
Помимо математических функций к переменным и константам, принадлежащим вещественному типу, применимы две функции преобразования типов:
Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных
Урок 21. Информатика 8 класс (ФГОС)
Конспект урока «Общие сведения о языке программирования Паскаль. Алфавит и словарь языка. Типы данных»
Двадцать первый век – это век высоких технологий. Очень быстро развивается техника. Мы уже с вами привыкли, что год за годом появляются всё новые и новые изобретения, которые влияют на нашу жизнь. В частности, это касается появления новых моделей компьютеров, телефонов, планшетов и много другого.
Сейчас человек не может себя представить без компьютера или телефона.
Мы привыкли, что с их помощью легко можно связаться с любым человеком, где бы мы не находились. А также зайти, например, в интернет и найти нужную вам информацию.
Но развитие такой техники не мыслимо без программирования. В наше время изучать и знать программирование престижно и полезно. С помощью программирования создаётся программное обеспечение компьютера: программы, игры, приложения.
Существует множество языков программирования. Например, С++, С#, Java, DELFI, Pascal и так далее. Можно перечислять очень долго.
Но для того, чтобы научиться создавать программы на таких языках, как С# или Java, необходимо изучить один из более простых. Например, тот, который преподают вам в школе – Pascal. Так как после изучения простого языка, вам будет легче понять более сложные языки программирования.
Итак, на этом уроке мы с вами узнаем, что такое языки программирования, программы, изучим алфавит и словарь языка Pascal, а также узнаем какие существуют типы данных.
Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. В свою очередь, программа – это запись алгоритма на языке программирования. То есть, когда мы с вами написали алгоритм действий компьютера на языке программирования Pascal – мы создали программу.
Pascal – один из наиболее известных языков программирования, а также является базой для ряда других языков.
Язык Pascal был создан в 1968–1969 годах швейцарским учёным, специалистом в области информатики Никлаусом Виртом.
Он получил своё название в честь французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, умеющую складывать два числа.
Первая же публикация Никлауса Вирта о языке Pascal была сделана в 1970 году.
Pascal является одним из языков, на основе которых создавались и развивались другие языки программирования. К примерам можно отнести MODULA-2, который был также разработан Никлаусом Виртом в 1978 году.
С помощью языка Pascal можно создавать программы для решения вычислительных задач, обработки текстов, построения графических изображений и много другого.
То есть это универсальный язык программирования. Также он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные свойства. То есть компьютер последовательно выполняет написанный алгоритм действий.
А сейчас мы переходим к алфавиту и словарю языка Pascal.
Любой язык программирования базируется на алфавите языка.
Алфавит языка – это набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. В алфавит языка Pascal входят латинские прописные буквы, латинские строчные буквы, арабские цифры и специальные символы. К специальным символам относятся знаки препинания, знак подчёркивания, круглые, квадратные и фигурные скобки, знаки арифметических действий и многое другое.
Также в алфавите языка есть неделимые элементы. Это составные символы, которые нельзя разрывать. К ним относятся знак операции присваивания (двоеточие равно), знаки больше либо равно и меньше либо равно. Для того, чтобы поставить этот знак в программе нужно поставить знак больше, а затем равно. А для знака меньше или равно, необходимо поставить знак меньше, затем равно. Всё знаки записываются без пробела. Также к составным символам относится начало и конец комментария. Сам комментарий, который вы ходите оставить, необходимо написать после знака «двойной слеш».
Помимо этого, в языке программирование существует такое понятие как служебные слова.
Служебные слова – это цепочки символов, которые рассматриваются как единые смысловые элементы с фиксированным значением.
В таблице ниже приведены основные служебные слова, которые вы будете использовать при написании программы на языке Pascal.
Их все важно помнить наизусть. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Например, в самом начале написания программы нужно указать, что это программа при помощи служебного слова program. Для того, чтобы начать записывать порядок действий, нужно записать служебное слово «Начало» («begin»). Слово же end с точкой в конце указывает на то, что это конец написанной нами программы. И так далее. Все служебные слова вы изучите в процессе обучения языку Pascal.
Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена. Имена – это любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символов подчёркивания. Следует запомнить, что при задании имени следует использовать латинский алфавит, а имя должно начинаться с буквы или символа подчёркивания. Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Имя не должно совпадать ни с одним служебным словом языка программирования.
Давайте выполним задание.
Необходимо указать неверные имена и объяснить, почему они неверны.
Итак, первое имя «F». Это является верным, так как ничего лишнего нет, и оно написано латинской буквой.
Второе «d4» также является верным. Так как на первом месте стоит буква.
Третье «мама» является неверным, так как оно написано на русском языке.
Четвёртое «7а» является также неверным, так как на первом месте должна стоять буква или символ подчёркивания, а у нас стоит цифра.
Пятое имя «_nsw1» является верным. Оно состоит из знака подчёркивания, латинских букв и цифры. Знак подчёркивания можно ставить на первое место.
Идём дальше. Шестое имя «begin». Оно является неверным. Нельзя задавать такое имя, так как это служебное слово.
Седьмое – «a + b» является неверным, так как нельзя использовать в имени арифметические знаки.
Восьмое «mid_d» и девятое «min» являются верными.
И последнее, десятое «мин» – неверно, так как написано на русском языке.
Длина имени может быть любой. Но для удобства лучше пользоваться именами, длина которых не превышает восьми символов.
Также нам сегодня нужно узнать, какие типы данных существуют в языке Pascal.
Типы данных делятся на числовые, символьный, строковый и логический.
К числовым относятся следующие типы: integer, byte и real. Существуют и другие числовые типы. Но мы будем с вами рассматривать только эти.
Символьный тип char. Строковый – string и логический boolean.
Давайте рассмотрим их более подробно с помощью таблицы.
С целочисленным типом (integer) вы уже знакомы. Это основной тип данных, он задаётся для переменных, которые будут содержать в себе целые числа в диапазоне, предоставленном в таблице. Но стоит заметить, что для переменных целого типа в различных версиях программы Pascal диапазон допустимых значений может быть различным. Так, например, в программе PascalABC.net тип integer будет иметь следующий диапазон: -2147483648 … 2147483647. А в Turbo Pascal он будет таким: -32768 … 32767.
Переменные данного типа будут занимать 2 байта вместе со знаком.
Второй тип данный – byte. Значение, которое принимает переменная будет занимать 1 байт. Сюда будут входить числа от 0 до 255 включительно.
Следующий тип данных – вещественный (real). Он применяется в основном для вещественных или дробных чисел. Важно помнить, что в вещественном числе в языке программирования целая часть от дробной отделяется точкой. Также перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа ставить нельзя. Допустимый диапазон вы можете видеть в третьем столбце. Переменные данного типа будут занимать 6 байт.
Далее идёт символьный тип (char). Сюда может входить любой символ алфавита. Но только один. Это может быть, как строчная или прописная буква, так и цифра. Область памяти, которая выделена под этот тип равна 1 байту.
Следующий тип данных – строковый (string). Переменная может включать в себя любую последовательность символов, длинна которой не должна превышать 255 символов. Переменные данного типа будут занимать 1 байт на один символ.
И последний тип – логический (boolean). При этом типе данных переменная может принимать одно из двух значений: True или False. Область памяти для переменной этого типа равна 1 байту.
А сейчас давайте соотнесём переменные с наиболее подходящими типами данных. Нам дано 6 переменных со значениями и 6 типов данных.
Итак, смотрим на переменную А. Она равна 356. Это целое число, значит тип данных целочисленный (integer).
B := 0.15. Это дробное число. Значит тип данных вещественный (real).
C := ‘B’. Переменная равна одному символу. Значит это символьный тип (char).
Далее, D := ‘Max’. Здесь у нас в переменной находится несколько символов, значит это уже строка. Соответственно тип данных – строковый (string).
E := true. Это логический тип (boolean).
F := 15. Это тип byte.
А сейчас пришла пора подвести итоги урока.
Сегодня мы с вами узнали, что такое языки программирования, кто и когда создал язык программирования Pascal. Изучили, что входит в алфавит этого языка, а также научились отличать верные имена от неверных. Ближе познакомились с типами данных и выполнили упражнение, с помощью которого научились различать типы данных.